ДОРОГАЯ МОЯ ГРАНИЦА

Андрей ПОРТНОВ Телеграф, 6 июля 2004

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Латвия уже стала членом Евросоюза, и наши восточные рубежи западных партнеров вполне устраивают. Однако в течение ближайших четырех лет государство планирует потратить на обустройство границ с Россией и Белоруссией еще 26 млн. латов. То, как деньги расходовались до сих пор, наводит на мысль, что в обозримом будущем нас ожидает еще не один строительно-коррупционный скандал.

Черная дыра

Согласно государственной стратегии, на обустройство восточной границы в общей сложности планируется потратить около 90 млн. латов. Таким образом, каждый сантиметр из 463 км восточной границы обойдется налогоплательщикам в 1 лат 90 сантимов. В чиновничьих кругах восточные рубежи страны стали неким символом того, как надо уметь тратить деньги. Бизнесмены же между собой называют пограничный проект не "стройкой века", а "дойкой века". За 12 лет ведения строительных работ на границе с Россией и Белоруссией кормились несколько десятков фирм, тяготевших к различным политическим кругам. Менялась политическая конъюнктура — менялись строители. Или строители оставались прежними, но начинали выплачивать "политическую ренту" уже другим партиям. На протяжении всех последних 11 лет взахлеб рассказывали о светлом будущем восточной границы. При этом в самом начале планировалось, что общая стоимость работ по благоустройству восточных рубежей составит 68 млн. латов. Впрочем, уже в 2000 году Айвар Аболс, советник главы МВД Марека Сеглиньша (Народная партия), заявил, что все изменилось и теперь необходимо еще 20 млн. латов.

Постоянно переносились сроки сдачи границы под ключ. Последний, кто в конце 1990-х рискнул назвать планируемую дату завершения строительства восточных рубежей, был руководитель ликвидированного госпредприятия Valsts Robezbuve Улдис Рейманис. По его версии, прочный замок на восточной границе должен был висеть уже весной 2002-го. Увы и ах… Сейчас в документах МВД окончательной датой значится 2008 год. Однако и это не гарантия, что через четыре года прекратится закапывание бюджетных средств в болота Латгалии. Разумеется, по традиции ответственные постоянно будут меняться. Так что с кого спрашивать, не понятно.

Когда приходит аппетит

С момента восстановления независимости Латвии за обустройство восточной границы отвечали четыре государственные структуры. Поначалу, с 1992 по 1996 год, этот ответственный участок работы находился в ведении Министерства обороны. В его подчинении в то время находились и пограничники. Если обратиться к официальным данным, то в 1992 году на границу было потрачено каких-то жалких 28,4 тыс. латов. Однако уже с 1993-го на восточное направление стало уходить все больше и больше денег. К примеру, в 1993 году — уже 86,2 тыс. латов, в 1994-м — 94 тысячи, в 1995-м — 101,4 тысячи, в 1996-м — 370 тыс. латов. В 1997 и 1998 годах возведением восточной границы занималась Государственная погранохрана — как подразделение МВД. В 1997-м пограничники на эти цели получили 240 тыс. латов. В этом же году был заключен скандальный договор с Siemens Nixdorf и запланировано грандиозное строительство на рубежах. Поэтому к следующему году финансирование увеличилось почти в 20 раз — до 4,5 млн. латов.

Освоение таких денег — дело нешуточное. Поэтому к 1999-му эта почетная обязанность была передана помпезному предприятию — государственному АО Valsts Robezbuve (VR). На 1999 год ему выделили 7,4 млн. латов. Деньги успешно освоили. Хорошо отделали кабинеты начальства, выписали солидные зарплаты. Например, президент VR Улдис Рейманис получал 1350 латов в месяц — баснословную по тем временам сумму даже для частного бизнеса. Кроме того, в Valsts Robezbuve кормились 4 госуполномоченных — от Минфина, МВД, МИДа и Службы госдоходов. Однако Госконтроль, проверив акционерное общество, пришел к заключению, что эта структура, мягко говоря, бездельничает. В итоге к концу 1999 года ГАО Valsts Robezbuve было расформировано. Самым рьяным борцом с этой структурой выступал министр внутренних дел Марек Сеглиньш, который перетащил проект под крылышко своего ведомства и Народной партии.

В 2000 году за дело взялся уже отдел по руководству проектом восстановления восточной границы. Эта структура МВД находилась под контролем заместителя госсекретаря министерства Виктора Элксниса. Стоит отметить, что Элкснис — особа, приближенная к основателю Народной партии Андрису Шкеле. В частности, он возглавлял юридический департамент в Министерстве сельского хозяйства в период, пока шла приватизация пищевой промышленности. А его супруга некоторое время работала в компании AveLat, которая, как позже выяснилось, принадлежала Шкеле.

Тем временем поток средств, выделенных на обустройство границы, все возрастал. В 2000 году на восточную границу было потрачено 3,2 млн. латов, в 2001-м — 7,1 миллиона, а в 2002-м — 8,3 млн. латов.

Однако деятельность на восточном направлении стоила Элкснису должности. За нецелесообразную трату средств в декабре 2002 года он был уволен. Уже в феврале 2003-го было принято решение о ликвидации отдела по руководству проектом восстановления восточной границы. С 24 февраля все, что связано с пограничным строительством, перешло в ведение хозяйственного отдела МВД.

Если до 1996-го включительно траты на границу исчислялись в тысячах латов, то 1997 год стал переломным. Тогда на свет появилось три государственных связанных с восточными рубежами инвестиционных проекта, в которых и было расписано, сколько и на что уйдет бюджетных средств. Документы эти назывались: проект IA-16 "Развитие инфраструктуры восточной границы", IA-20 "Восстановление восточной границы" и IA-22 "Создание системы контроля технической охраны границы".

"Золотой" щебень

Приграничная инфраструктура уже "потянула" на 24,5 млн. латов. В дальнейшем на нее планируется потратить еще 28 миллионов. По информации, полученной "Телеграфом" в МВД, уже построено 8 отделений погранохраны, 5 отделений, совмещенных с пунктами пересечения границы, 3 комплекса пунктов пересечения границы, 2 комплекса отделений пограничного контроля на железной дороге, кинологический центр, 4 отдельно стоящих башни связи, 19 вышек визуального наблюдения, помещения для иммиграционной полиции, а также реконструировано несколько административных объектов. Запланировано построить еще один пункт погранконтроля на железной дороге, возвести колледж погран-охраны в Резекне, проложить 300 км рокадных дорог, построить 10 мостов, протянуть 180 км линий электропередачи, установить 62 трансформаторные подстанции и реконструировать несколько административных зданий. В 2001 году Госконтроль провел проверку новостроек на восточной границе, которые были запланированы в проекте IA-16. Общий вывод комиссии следующий: фактические расходы на строительные работы оказались значительно выше цен, оговоренных в контрактах со строительными фирмами. Краткий перечень перерасхода выглядит так: p пункт пересечения границы Берзини — на 282 386 латов; p строительные работы на хозяйственном корпусе Вилякского отделения погран- охраны — на 117 882 лата; p погранпункт Педедзе — на 45 376 латов; p капремонт гаражей Даугавпилсского отделения погранохраны — на 19 905 латов.

Но самый громкий скандал разгорелся вокруг КПП Берзини, который с помпой открывал премьер-министр Андрис Берзиньш (Latvijas cels). Генпрокуратура возбудила уголовное дело против строительной компании Gadiba, которую подозревали в явном завышении стоимости щебня на 26 тыс. латов.

Дорога в никуда

Когда правительство возглавил Эйнар Репше, вокруг проектов обустройства восточной границы разгорелось несколько скандалов. Тогдашний министр внутренних дел Марис Гулбис (Новое время) в беседе с "Телеграфом" заявил:

"У меня есть подозрение, что в старом проекте много ошибок. Сейчас несколько приграничных дорог проходят прямо через болота. Это же страшно дорого. Почему не сделать дорогу в обход трясины? Кроме того, некоторые дороги не имеют продолжения на территории России. Был ли смысл их строить?

В общем, мое мнение таково: лучше пересмотреть всю концепцию восточной границы, а потом тратить деньги. Совершенно необязательно все пункты плана обустройства границы выполнять до мая 2004 года. Расходы на строительство многих объектов можно отложить". По инициативе Гулбиса в конце 2002-го была проведена ревизия исполнения пограничных проектов. По ее итогам "полетел" тогдашний заместитель госсекретаря МВД Виктор Элкснис, ответственный за постройку рубежей.

В его подчинении находился отдел по руководству проектом восстановления восточной границы. А проверка показала, что отдел "забыл" зарегистрировать несколько крупных договоров со строительными фирмами в Государственной кассе. При этом крупные контракты подписывала и.о. начальника отдела Илга Куницына, у которой не было полномочий ставить подпись под столь дорогостоящими договоренностями… В результате команда Народной партии была оттеснена от восстановления восточной границы, а правительство Репше дало задание МВД разорвать 17 договоров со строительными фирмами. Впрочем, на деле разорванными оказались лишь три — с предприятиями AMB buve, Musu maja и консорциумом Arlers un U.Pilena birojs. Денег, правда, сэкономили немало: вместо 21 миллиона по этим договорам будет выплачено лишь 13 млн. латов. Однако при этом существенно сократится и объем работ.

По данным же Госконтроля, при "новых временах" тоже заключались подозрительные подряды. Причем, что характерно, со спонсорами партии. Речь идет о конкурсе на проектирование комплекса зданий Санитарно-пограничной инспекции на КПП Гребнево. Согласно недавнему заключению Госконтроля, в условия конкурса были внесены необоснованные ограничения, что могло дать повод для субъективной оценки претендентов. Так, например, из участников было выбраковано предприятие U.Pilena birojs — за отсутствие лицензии на проведение работ с электропроводкой слабого напряжения. Хотя от претендентов не требовалось такой лицензии. Еще две фирмы были отстранены из-за противоречивой трактовки Коммерческого закона. В итоге победило предложение фирмы Velve, которое оказалось дороже предложения U.Pilena birojs на 30 тыс. латов. Любопытно, что за три месяца до этого, перед выборами, Velve перечислила на счет Нового времени 15 тыс. латов.

Скупой платит дважды

После отставки Репше Марис Гулбис стал рядовым депутатом парламента. Сейчас он считает, что с проектом восточной границы он поступил верно: "Мы значительно сократили расходы на строительство многих объектов. При этом все было сделано таким образом, что ни одна из строительных фирм так и не подала на государство в суд. Это был разумный компромисс. Ну а что происходит сейчас? Очень важно, чтобы строилось то, что действительно нужно"…

Иной взгляд на выгодность удешевления границы имеет бывший госсекретарь МВД Андрис Старис. По его мнению, после смены стратегии обустройства границы государство только понесло убытки. "Самое существенное, что на два года задержалось строительство многих объектов. Тогда был политический заказ — очернить группу людей, что успешно и выполнялось. Ну а какие там расходы сократили? Скупой платит дважды. Если не построить основательно, то потом будут убытки. Сокращение расходов проводилось не потому, что какие-то из них были неоправданными, а для того, чтобы изыскать деньги для поднятия зарплат полицейским и прочим сотрудникам МВД".

Понятно, что на восточной границе столкнулись многие политические интересы и разные группы по-своему видели "стройку века". Однако Россия со своей западной границы от Финляндии до Литвы снимает 3 тыс. пограничников и перебрасывает их в Среднюю Азию. Это означает, что соседи ликвидируют часть погранзастав, то есть мы строим пограничные переходы и дороги наобум, ведь у нас нет договора о границе с Россией. И никто сегодня не даст гарантии, что новенький КПП, в который вложено несколько миллионов, не останется в чистом поле памятником "дойки века".

А ведь можно было подойти к обустройству границы и без чиновничьего азарта. Вот, к примеру, дешевый и самый простой вариант обустройства границы с Россией выбрали финны. Они не стали строить КПП в лесах и прокладывать дороги в болотах, а сделали ставку на технику: почти на каждом дереве в пограничной полосе находится сенсор или видеокамера. Это не только дешевле, но и надежнее, чем обычный пограничный наряд. Правда, в случае с восточными рубежами наши чиновники, сдается, меньше всего думали об экономии, а гораздо больше о своем кармане, а вот за плоды такого подхода придется расплачиваться нам всем…

Сайт управляется системой uCoz