ЛАТВИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Главная
Общие сведения
Новости
История
До ХХ века
1940
В Лиге Наций
Холокост
Авиацмя
Латыши в Риге
Пакт М.-Р.
Русские в Риге

Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Советские воины
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки
Гостевая
Всячина
Форум






Rambler's Top100

А ЧТО, СОБСТВЕННО, ЯВЛЯЕТСЯ ЛАТВИЙСКОЙ ИСТОРИЕЙ?..

История Латвии – не та тема, которую можно рассмотреть в рамках одного сайта. Она неоднозначна и вызывает множество споров, причём все стороны руководствуются скорее своими представлениями о мире, чем фактами или хотя бы здравым смыслом. Кроме того, есть ещё вопрос о том, что считать Латвией в историческом смысле. У латышей принято считать, что Латвия – это та территория, где исторически жили преимущественно латыши и их предки – курши, латгальцы, лыивы и др., и Латвия начинается с того времени, когда эти предки здесь появились. Точно так же латыши относятся и к истории других народов. В латвийском случае для удобства можно говорить о периоде со самого прихода первых людей после ледникового периода, поскольку первыми жителями, чья этническая принадлежность установлена, уже являются лыивы – народ эстонской группы, ныне почти полностью ассимилировавшийся среди латышей. В более узком смысле латышами называют только северо-западных балтов (без лыивов). Считать все латвийские балтские народности первого тысячелетия латышами (лыивы влились в эту совокупность позже) можно на основании близкородственных культуры и языка, а в 13 веке после вторжения крестоносцев образовалось и фактическое территориальное единство. Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране.

Для русского читателя здесь, видимо, надо пояснить, что подавляющее большинство народов Земли не мыслит имперскими категориями. Поэтому для латыша, эстонца, финна, норвежца и т.д. совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас. Даже Курляндское герцогство, единственное из всех имеющее какое-то отношение к Латвии как таковой, остаётся не больше «своим», чем в российском городе футбольная команда, составленная исключительно из иностранных легионеров. За неё можно болеть, восхищаться её игроками, но своими людьми они от этого не становятся – разве что какой-нибудь отдельный игрок.

Вообще это очень удобная позиция: когда команда проигрывает – «да ну эти чужаки», когда выигрывает – своя. Такой «двойной стандарт» часто применяется и в политике. Когда россиянам что-то невыгодно в действиях СССР, то они с пеной на губах доказывают, что Россия – не СССР. Когда выгодно, то, естественно,- наоборот. Латыши примерно так же выпендрываются с историей, снимая с себя любую ответственность за происходившее с 1940 года в Латвии, но готовые восхвалить почти любое действие против оккупационных властей, будь то немецких или советских (за исключением совсем уж мерзких случаев), независимо от действительных побуждений участников. В итоге в Латвии, как и в России, история рассматривается в основном как политическое оружие. «Власти» – я для упрощения воспользуюсь этим детским словом - её примитивизируют, противники властей, будь то латышские или советские экстремисты, фальсифицируют напрямик. И те и другие надеются просто подавить остальных. На русском языке подавляющий перевес у экстремистов; на латышском экстремисты влияния почти не имеют, но примерно на равных борьбу ведёт упрощенчески-националистический подход политиков и научный – историков. Я предпочитаю последний, хотя не собираюсь загромождать свой сайт обилием цитат и цифр – важны выводы. Если они написаны качественно, уже нет нужды приводить цифры, которые так же просто высосать из пальца, как и всё другое – в жизни не видывал такое количество выдуманных цифр, как за май-июнь 2004. года, когда перекапывал русскоязычный Интернет на исторические темы.

США и Латвия. 1919

Около 20 мая Гувер направил телеграмму командующему Железной дивизией генералу Рудигеру фон дёр Гольцу "с просьбой оккупировать Ригу", а затем отправил грузы с продовольствием, которые должны были прибыть в город вслед за немецкими солдатами. 23 мая Совет министров иностранных дел дал молчаливое согласие на германскую оккупацию Риги.

Полный текст

Непрерывность государства

& Одним из основных правовых принципов является ex inuria ius non oritur (незаконное действие не создаёт прав). Тем самим, никаких законных последствий от присутствия СССР в Балтии быть не может независимо от долготы этого присутствия. Примером этого стала Польша. Когда Польша в 1918 сбросила чужеземное господство, Верховный Суд Польши признал преёмственность существования Польши, разделённой в 1795 году, т.е. 123 года назад.

Полный текст

Сайт управляется системой uCoz