Наталия Мозговая

АРАБЫ – «РУССКИЕ» В ИЗРАИЛЕ. Черновик, до редактуры.

Статья и обсуждение украдены из электронного дневника автора

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

«Арабы «треугольника», Умм Эль-Фахма, и в целом около 90% израильских арабов должны будут переселиться в арабское государственное образование, но и часть евреев из Иудеи, Самарии и Газы должны будут вернуться в Израиль. Если этот принцип будет принят, я готов освободить даже свой дом в Нокдим» (Авигдор Либерман объясняет принципы своей программы обмена населением, май 2004).

«Ты что, серьезно? Столько русских нас здесь не хотят?» - брови Фираса недоуменно ползут вверх, когда он задает этот вопрос своему приятелю Ицику. Пять лет они живут в одном доме в Кфар-Йона, новом районе Нацрат-Илита.
Назарет – преимущественно арабский город. В Нацрат-Илит (Верхнем Назарете), около 40% жителей – «русские», как тут называют всех выходцев из стран СНГ. Семья Джарар, пара молодых арабских адвокатов, и семья Безнос – те самые «русские», - вместе делают шашлыки, и дети Фираса и Надьи обожают Ицика и Любу, которые годятся им в дедушки. Правда, Ицик – сторонник Авигдора Либермана, правее которого, по его собственному выражению, «только стенка», и который недавно предложил переселить израильских арабов на палестинские территории. Это нисколько не мешает им смотреть вместе новости и «костерить идиотов-политиков».
Однако сейчас, когда они сидят на черном кожаном диване в салоне семейства Джарар и потягивают из крошечных чашечек ароматный черный кофе, который сварила Надья, глаза Фираса потихоньку лезут на лоб. «Что значит – многие русские не любят арабов? Они что, хотят выгнать нас из этого района? – допытывается он. – Или они все-таки могут ужиться с арабами?»

Ицик неловко пожимает плечами, говорит «шукран», принимая протянутое хозяйкой блюдо с печеньем, и в конце концов вздыхает и пускается в объяснения. «Пойми, у каждого народа свои экстремисты, - говорит он. - Многие «русские» занимают радикальные позиции по отношению к территориям, а есть и такие, которые не хотят арабов в самом Израиле. Даже в Нацрат-Илите среди русских таких, наверное, наберется процентов 30%...»

«Я не думал, что их так много, - качает головой Фирас. – В начале этой Интифады в Назарете была потасовка между арабами и израильтянами, преимущественно "русскими", и в тот день я решил не возвращаться домой с работы, и ощущение было не из приятных. Но на следующий день я приехал в город, и все было тихо. Когда возле Кафр-Каны был убит «русский» солдат, тоже было тяжело, потому что и среди арабов есть свои экстремисты. Но подозрительность по отношению к арабам не являтеся прерогативой «русских» в Израиле. Хватает и коренных израильтян, которые после таких событий в голос называют всех израильских арабов «пятой колонной»... Поэтому я и пытаюсь уточнить, что у русских значит «экстремист». Можем ли мы с ним ужиться? В конце концов, я хочу всего лишь нормально жить, честно трудиться и кормить свою семью. А мнения наши вполне могут расходиться. По телевизору изо дня в день мы видим страшные кадры, но для меня это не повод отказать Ицику от моего дома. Если бы он, скажем, попал в Назарете в переделку с какими-нибудь торговцами-арабами – я что, не вмешался бы? Или если бы на меня напали какие-нибудь русские здесь – разве он бы за меня не вступился?»

Ицик, вмешиваясь: «Да я бы за него голову оторвал. Но это не имеет никакого отношения к политике, это совершенно личное».

Фирас: «Почему-то я всегда верил в то, что русские, которые живут в одном районе с арабами, не могут быть расистами. Впервые сейчас я слышу, что некоторые не хотят, чтоб мы здесь жили. Какая разница, что я думаю о том, что сказал по телевизору Либерман? Они уже здесь, и их присутствие влияет на нашу жизнь. И то, что я не согласен с тем или иным аспектом парвительственной политики, не значит, что я не буду разговаривать со своим «русским» соседом.

Неожиданно подает голос молчавшая до сих пор Надья: «В начале 90-х я училась в Москве, тогда как раз все евреи собрались ехать в Израиль. И у них не было ни малейшего представления о том, что здесь происходит. Когда я представлялась, первая реакция была: «Как, в Израиле есть арабы?!» Многие арабы тоже недолюбливают репатриантов, ну так что – они же уже здесь, вместе с арабами учатся, работают, - и приходится как-то жить вместе. Возмутительнее всего то, что когда речь заходит о репатриантах из СНГ, никто не спрашивает мнения арабов – граждан Израиля, как будто приезд миллиона новых граждан их не касается, хотя существуют целые районы, где живут практически только «русские» и арабы. У нас тут две бедные семьи каждый день роются в мусорных контейнерах – то арабская семья, то русская, положение у них одинаковое. Но арабы, положение которых хуже некуда, не будут обвинять в этом репатриантов из России. Они могут быть в претензии к правительственной политике, поскольку и до приезда людей из России их положение было не из лучших».

- Это политкорректность. А если честно?

- Ну, когда я возвращалась с учебы из России, меня немного покоробило, когда я увидела, как принимают их – тех, кто только сейчас сошел с трапа самолета и Израиля никогда не видел – и как принимали меня, хотя я здесь родилась. Тогда я и вообразить не могла, что в один прекрасный день у нас в гостиной будет сидеть такой вот Ицик.

«Для арабов каждая волна эмигрантов проблематична, старики всегда спрашивают, зачем их сюда привезли, - вставляет Фирас. – Даже с точки зрения ментальности, русских трудно понять. Как можно с такой легкостью оставить свой дом, переехать в другое место? Некоторые даже оставляют там свои семьи... И это, мягко говоря, не слишком положительная характеристика в глазах арабов».

Ицик: «Да и вообще, как они могут быть довольны, если мы поселились на их землях?»

- И у вас с этим проблем нет?

Ицик: «Когда я приехал сюда, я хотел жить в Тель-Авиве. Мне сказали: «Да поезжай в Нацрат-Илит, это в десяти минутах от Тель-Авива... Ну, я приехал сюда, и хотя это два с половиной часа от Тель-Авива, тут и остался. А землю у арабов реквизировали до того, как я приехал, не я же ее забрал. Так что я совершенно не ощущаю, что я что-то у кого-то отобрал. Это нечестно, но ничего не поделаешь – такова политика нашей страны, а мы в ней живем и подчиняемся ее законам».

«Когда я работал в Афуле, я много занимался проблемами репатриантов из России, - добавляет Фирас. - Мой страховой агент - русский. И в целом отношения со всеми хорошие, если не входить в политические дискуссии. Русские больше «ликудники», но я в этом не вижу ничего такого потому что для нас не было большой разницы между правыми и левыми правительствами – в отношении израильских арабов их политика была одинаковой. При этом и «русские», и арабы – меньшинство, поэтому взаимные претензии, разборки, ощущение, что кто-то получает что-то за твой счет – вполне естественны при подобных обстоятельствах. Живи сам, и давай жить другим - так-то оно так, но всегда почему-то один живет за счет другого. Скажем, один из моих знакомых, инженер-электронщик из России, не работал тут ни одного дня. Принес ли он пользу этой стране? Не думаю. Скорее, он является для нее обузой с момента своего приезда. Но не думаю, что претензии нужно предъявлять ему. Скорее, государству, которое привезло сюда такое количество людей, не сумев в конечном итоге как следует использовать их потенциал. При этом мне кажется, что как люди, мы можем существовать рядом без каких-либо проблем».

Я достаю фотоаппарат. Секундная заминка. Ицик, замявшись, усмехается: «А ну как меня дома придут искать КАХовцы?» - но в итоге присаживается позировать для картины «солидарность меньшинств в действии».

Прочие «русские» не соглашались даже на упоминание их имени в контексте дружбы с арабами, включая русскоязычные семьи Нацрат-Илита, давшие в октябре 2003 показания о том, что их соседей-арабов избили без причины израильские полицейские.

Для профессора Маджида Эль-Хаджа, социолога из Хайфского университета, в подобной реакции нет ничего удивительного. В принципе, из его новой книги «Эмиграция и этническая формация в расслоенном обществе» несложно сделать вывод, что репатрианты из СНГ относятся к арабам гораздо хуже, чем арабы – к «русским».

Более того – из всех секторов расслоенного израильского общества «русские» оказались самыми разборчивыми в выборе соседей, или, проще говоря, самыми нетерпимыми по отношению к арабам. Ближе всего они бы предпочли нерелигиозных евреев-ашкеназов, дальше всего – арабов, вне зависимости от страны исхода в СНГ, возраста, пола и образования. Более того: по мере увеличения пребывания «русского» в Израиле, уменьшается его готовность иметь какие-либо контакты с арабами в любой сфере. Среди приехавших в 1999-м 36.9% готовы жить рядом с соседями-арабами, 31.6% не против того, чтобы их дети дружили с арабскими детьми, 10.5% готовы принять араба в качестве супруга своих детей. Среди приехавших в 1990-м картина меняется: соответственно 12.7%, 19.9% и 6.5%. В среднем – 18.2% «русских» готовы, чтобы арабы были их соседями, 23.2% готовы, чтобы их дети дружили с арабами, и только 7.7% готовы принять арабского супруга\у своих детей (для сравнения: 92.7% хотели бы, чтобы их сын\дочь заимели супруга\у еврея ашкеназского происхождения, 41.7% - еврея восточного происхождения, 11.7% - еврея эфиопского происхождения). И, опять же, для сравнения: 46.1% коренных израильтян готовы жить рядом с соседями-арабами. Что касается самих арабов, тут ситуация еще проще: 73% готовы принять «русских» в качестве соседей.

В начале 90-х израильские левые возлагали на репатриантов из СНГ большие надежды. Наследие социализма или, по крайней мере, борьба еврейских диссидентов, предполагали их грядущий союз с израильскими левыми. Однако приехав, большинство стали откровенно правыми. Некоторые даже правее папы римского, или в данном случае, рава Меира Кахане, партия которого была вынесена за рамки закона. Личные претензии предъявлялись, в частности, к Натану Щаранскому, ныне - министру по делам Иерусалима, общества и диаспоры в правительстве Ариэля Шарона. Звучали претензии сравнительно одинаково: как же он, бывший диссидент, может так относиться к арабам?!

Сам Щаранский не чувствует ни малейшей потребности оправдываться.

«Репатрианты из СНГ и Восточной Европы выросли при тоталитарном режиме, лживость которого превышала даже его жестокость, - заметил он. - Жизнь при таком режиме научила нас, что договор, заключаемый с его представителями, не имеет никакой ценности. И многие израильтяне, выросшие, к своему счастью, при демократическом режиме, затрудняются это понять. Поэтому недоверчивость новых репатриантов по отношению к недемократическим лидерам вроде Арафата и к проводимой ими политике вполне понятна.

Тем не менее, важно проводить границу между национальной борьбой и правами человека. У арабов – граждан Израиля – есть право избирать своих представителей в кнессет, и мои коллеги – арабские депутаты – широко пользуются своим правом выражать свое мнение и критиковать. Мне не всегда нравится содержание или стиль их резкой критики, но я горжусь тем, что демократический строй Израиля позволяет арабским депутатам бороться за интересы их избирателей. И точно так же, как они, я имею право озвучивать свои позиции, которые далеко не всегда совпадают с их мнением».

За последний десяток лет народилась куча теорий, объясняющих правые позиции репатриантов: начиная от ссылок на их «империалистские замашки», и кончая предположением, что многие репатрианты весьма приблизительно представляли себе демографию Израиля – в частности, то, что арабское население составляет одну пятую от всех граждан Израиля (не учитывая территории).

Один из участников фокус-групп Эль-Хаджа во время дискуссии вскочил на ноги, и заявил: «Ну кто из присутствующих знал в «совке», что в Израиле живут столько арабов? Что они вообще здесь есть? Мы знали, что арабский мир настроен враждебно по отношению к Израилю, но мы не задумывались над тем, что есть арабы внутри Израиля». Другой участник пояснил: «А у тех, у кого уже было до приезда сложившееся отношение к арабам, - оно было, как правило, отрицательным. Почему? Потому что советская власть поддерживала арабские страны, а евреи не любили ни арабские страны, ни советскую власть. И когда они приехали сюда, они не знали, да и знать ничего не хотели о живущих здесь арабах». И дискуссию торжественно завершил «русский» студент: «Всех арабов надо выкинуть из Израиля, за колючую проволоку, чтобы избежать гражданской войны. Израильтяне тоже так говорят».

«Репатрианты просто проецируют свое отношение к палестинцам, страх и ненависть, на арабов – граждан Израиля, - говорит Роман Бронфман, депутат кнессета от левой партии МЕРЕЦ. – Существуют серьезные проблемы контакта между израильскими арабами и новыми репатриантами. Встречается и открытый расизм, и попытки представить выходцев из России как идеологический авангард Израиля, которые спасут страну от компромиссов с арабами. Мне кажется, что у этих двух групп, практически идентичных по обьему, есть много схожих интересов в социальной сфере, и сосуществование неизбежно».

Впрочем, те, кому довелось общаться с израильскими арабами, высказываются в более положительном ключе. «Я училась на подготовительных курсах с арабами и с репатриантами, - вспоминает одна «русская» студентка, – и не чувствовала никакой враждебности по отношению к арабам. Наоборот, мне было проще общаться с арабками, чем с коренными израильтянками. Что-то вроде солидарности меньшинств». Другой студент добавил: «Вам приходилось когда-нибудь бывать в доме у арабов? Они очень гостеприимные хозяева. Те, кто не хочет арабских соседей, мыслит стереотипами. А те, кто с ними знаком не понаслышке, знает, что они могут быть лучше евреев-ашкеназов и всех прочих».

Профессор Эль-Хадж – первый арабский ученый, опубликовавший эмпирическое исследование о репатриантах из России. И он очень не любит, когда его выводы связывают с его арабским происхождением. «Я всегда говорил в арабском мире: вы до сих пор не смогли выработать стратегии по отношению к Израилю, потому что вы видите его таким, каким хотели бы видеть, а не таким, каков он есть на самом деле». То же самое происходит в Израиле по отношению к алие из России. Большая часть теорий основывается на предпосылке, что алия – это некое уникальное явление, которого больше нет ни в одной стране. То бишь, репатриантами, едущими в Израиль, движут иные мотивы, нежели всеми прочими эмигрантами, которые едут в другие страны. Но в тот момент, когда мы воспринимаем олим как эмигрантов, все встает на свои места. И я считаю, что пора видеть в алие то, чем она является, а не то, что в ней хочется видеть социологам-сионистам.

- Как вы начали заниматься этой тематикой?

- В 1989 я был одним из ученых, проводивших исследование на тему позиций израильтян. И я задал своим коллегам-евреям вопрос: как они могут говорить о позициях израильтян, если ни в одном вопросе они не учитывают мнение одной пятой населения - израильских арабов? Это ненаучно, да и вообще, это расизм. И мы провели этот опрос совместно, и в нем были также ответы репатриантов из СССР, которых тогда было еще мало... Когда я увидел результаты, я почувствовал, что речь идет о людях, которые повлияют на израильское общество, и у них даже есть потенциал стать в будущем его культурной и политической элитой. Я продолжил заниматься этой темой, и до сих пор в ней не разочаровался. «Русские» не отказываются от своей культуры, и ставят этгар? Израильскому обществу. Проблема в том, что все социологические исследования об алие до сих пор относились к ней как ко внутренней проблеме еврейского общества. Именно поэтому я решил проверить отношения арабов и репатриантов из России, как они изменились за последние 10 лет, и какое влияние эта алия оказала на развитие гражданского общества в Израиле.

С течением времени я понял, что самая яркая черта этой алии – прагматичность. Они правые не только потому, что в союзе их учили, что «сильное государство не возвращает территории», но и потому, что они решили вписаться в существующую этно-национальную структуру, и получить легитимацию за счет делегитимации арабов, которые в их глазах являются естественным объектом дискриминации. Проще говоря, в ненависти к арабам они увидели входной билет в конценсус в израильском обществе. То же самое произошло и с выходцами из стран востока, и с выходцами из Эфиопии».

В отличие от большинства израильских социологов, полагающих, что «русские» есть одна из разновидностей евреев-ашкеназов, и следовательно, вскоре они сольются с этой группой, - Эль-Хадж утверждает, что русскоязычные евреи на деле являются третьей этнической группой в Израиле. Причем с наиболее четкими культурными границами. Если ашкеназов – выходцев из Румынии и, скажем, из Америки, роднит фактически только то, что и те, и другие не являются сефардами – то «русских» роднит общий язык, культура, коллективная память и даже общие «русские» спутниковые каналы.

88% считают, что важно, чтобы их дети знали русскую культуру, 90.6% хотят, чтобы их дети знали русский язык, 56.9% заинтересованы в существовании школ с преподаванием на русском, 79.8% - в существовании культурных институтов на русском, 73.2% придают значение существованию политическлй партии на русском языке (хотя куда меньший процент готовы реально голосовать за такую партию). Причем желание сохранить русскую культуру не уменьшается от времени пребывания в Израиле.

Несмотря на то, что между собой выходцы из России называют себя «русскими», они очень обижаются, когда их так называют израильтяне. 78% считают, что сабры (коренные израильтяне) воспринимают их как «русских» - в то время как лишь 17% хотят, чтобы их так воспринимали.

С точки зрения среднего израильтянина, сложно понять, каким именно русские хотят видеть Израиль. С одной стороны, «русский» солдат - нееврей по галахе - бросается на террористов и погибает. С другой стороны, они ходят в «свиные магазины». С одной стороны, они хотят гражданские браки. С другой – не хотят, чтобы Израиль стал «государством всех граждан».

Эль-Хадж пытается навести порядок и в этом.

«Большинству хотелось бы видеть нерелигиозное еврейское государство этно-национального характера, или, иными словами – не-арабское, но такое, в границы консенсуса которого вписывались бы и репатрианты-неевреи.

И объяснение участников фокус-групп:

«Мы считаем иудаизм национальностью, а не религией. И место арабов в тком государстве – этническое меньшинство. Почему не стоит делать это государством всех граждан? Потому что еврейское государство это еврейское государство, а другие народы это другие народы». Другой репатриант поясняет: «Даже полуевреи или неевреи из России дают этому государству больше, чем арабы. Их дети учатся в еврейских школах, так что они автоматически получают еврейское образование и становятся евреями».

Только 37% репатриантов готовы пойти на возвращение большей части территорий Газы и Западного берега за полный мир с палестинцами. Но, в отличие от стереотипа в израильских левых кругах, они вовсе не так воинственны. Прагматизм замеетн и тут: только 22.1% русской моложежи говорит, что им важно преуспеть на службе в армии, - в отличие от 66.2% коренных израильтян.

- Как сами репатрианты воспринимают результаты ваших исследований?

- Многие из моих тезисов им импонируют. Скажем, я считаю, что использовние выражения «культурное гетто» по отношению к русским – это еще один результат применения сионистской парадигмы в социологических исследованиях. Поскольку сами репатрианты чувствуют свое превосходство над израильской культурой, считая израильскую культуру гетто, которое не хочет открываться влияниям внешнего мира.

Но самая любопытная часть исследования касается отношений между арабами и репатриантами. Результаты не слишком обнадеживающие, чтобы не сказать – пругающие, если вспомнить, что речь идет о гражданах одной страны, зачастую – соседях.

69% арабов считают, что репатрианты относятся к израильским арабам подозрительно, 59.5% - враждебно, 31.5% - что арабы относятся враждеюно по онтошению к репатриантам, и 31% считает, что им друг на друга плевать. В принципе, арабы не обвиняют репатриантов в ухудшении своего социалього положения, но высказывания русских политиков вызывают негативные эмоции.

Арабский студент: «Мало того, что они не левые, русские политики еще и ведут кампании против мирного процесса и против арабских граждан. Иногда это пугает. Вдруг выясняется, что у Либермана больше прав, чем у меня, и он указывает мне, что делать».

Другой студент: «Алия вытесняет нас на обочину, отнимает нашу легитимацию в Израиле. Алия необходима Израилю, но не мне. Эта алия расширила границы культурного плбрализма в Израиле – но этот плюрализм не включает меня».

Арабы-христиане чувствуют себя спокойнее, мусульмане напрягаются: «Их ценности и стиль жизни слишком отличаются от нашего. С тех пор, как они приехали сюда, количество лавок в Назарете, торгующих свиным мясом, выросло вдвое, и меня, как религиозного человека это беспокоит»...

- Как-то невесело это все звучит.

- Начнем с того, что этой темой до сих пор не занимались, поскольку никто не считал отношения арабов и «русских» в Израиле проблемой. Во-вторых, у этих групп есть несколько общих интересов. Скажем, в одном из опросов мы выяснили, что арабы больше коренных израильтян-евреев поддерживают право русских на культурную автономию, потому что арабы и сами в ней заинтересованы. 51% арабов считают, что важно, чтобы были русские партии (41.4% израильтян), 62% хотят, чтобы у русских были свои культурные и образовтельные институты на их языке (по сравнению с 37.5% евреев).

Арабские лидеры воспринимали алию как угрозу на всех уровнях, считая, что репатрианты вытеснят их с рынка, с их земель, что эта алия положит конец мечте палестинского народа о соем государстве. Опасалить также, что больша часть репатриантов направят в поселения на территориях. Шамир ведь сказал в свое время: «Большой алие нужен большой Израиль».

Поэтому арабские лидеры, в основном исламского движения, воспрринимали алию как нечто отриуательное. При этом 43% арабов в начале 90-ъ считали, что алия полднимет культурный уровень Израиля, посодействует секуляризации страны, и в итоге приоткроет дверь принятия арабов как легитимной части израильского общества.

Десять лет спустя картина кардинально изменилась: арабы разочарованы в репатриантах из россии, видят в них силу, которая ведет к радикализации израильского общества, противников территориального компромисса, политическую угрозу для арабов. В целом позиция формулируется: «Приехали только вчера, и уже хотят нас отсюда выкинуть». Это создает тяжелую обстановку. Но в реальности пробивается совсем иная динамика отношений: репатриантки из России в смешанных городах работают нянями в арабских семьях, встречаются и смешанные браки...»

В основном смешанные браки между арабами и девушками-репатриантками заключаются в городах на севере и в пустыне Негев. Сплетни о том, как муж-араб ушел от жены «к какой-то русской», давно стали одной из наиболее живых тем для обсуждения в арабских деревнях. Встречаются и еврейки из СНГ, которые, выйдя замуж за араба, становятся мусульманками. «Русская» община предпочитает эти истории игнорировать, или упоминать в сопровождении нелицеприятных терминов в отношении новых «правоверных», из которых «арабская подстилка» - один из самых деликатных.

Одна из таких девушек живет сегодня в городке на севере, 30% жителей которого составляют «русские». Сама она приехала из России, родители – отец еврей, мать – русская.

«Я встретила своего будущего мужа на местном рынке. Мне было 17, ему – 24. Он предложил мне встречаться с ним, но мои родители были против, они даже грозились вызвать полицию. Но он не отступился, и сказал моим родителям, что он хочет на мне жениться. До того, как мы поженились, я не знала об арабах практически ничего, как и об исламе. Мой муж, хотя сам он не религиозный, рассказал мне об исламе. Я стала мусульманкой и начала молиться прежде его. Его семья и арабские соседи приняли меня очень хорошо. Моя мама вначале не хотела приходить навещать меня в моем новом доме, но в конце концов отношения улучшились, и она даже привыкла к тому, что я хожу с покрытой головой».

Другая девушка, репатриантка из Украины и галахическая еврейка: «Мой муж работал садовником. Он мне понравился с первого взгляда, и постепенно я начала чувствовать, что мое будущее связано с ним. Но его семья – мусульмане, очень религиозные, и они не хотели, чтобы мы были вместе. Но его начальник, тоже араб, который знал меня, поговорил с его отцом, убедил его, что я хорошая женщина, и он дал согласие. Естественно, на этом проблемы не кончились, потому что и мои родители были против этого брака. Но когда они познакомились с моим женихом и поняли, что у него серьезные намерения, они сдались. Я приняла ислам, и сегодня я верующая мусульманка, как и мой муж, хотя он не фанатик. У нас двое детей, мы с ними говорим по-арабски и по-русски. Наши семьи в конце концов приняли эту ситуацию, и я чувствую себя частью арабской общины, хотя люди тут чуть не сошли с ума, когда муж открыл для меня этот овощной магазин».

Около года назад группе израильских арабов, которые благодаря полученному в России образованию имели сомнительное удовольствие понимать, как их представляют в русскоязычных СМИ, надоела эта ситуация, и они решили попробовать ее изменить.

«Эта совершенно невыносимая нетерпимость выросла из смеси невежества, предрассудков и намеренной дизинформации, - говорит адвокат Нидаль Отман, проучившийся юриспруденции по четыре года в Москве и в Киеве.

– Но мне не приходило в голову, что можно как-то с этим бороться, пока в мою контору не зашел репатриант, который убирал мусор в Кирьят-Ате, и которого нечаянно сбила военная машина. Он хотел подать иск на получение компенсации, и его направили ко мне, поскольку он говорил только по-русски. Вначале контора по найму рабочей силы вообще не хотела признавать, что он у них работал, и мне пришлось несколько раз ехать с ними разбираться. В итоге он получил свою компенсацию, а до меня вдруг дошло, что вот он – еврей, и тем не менее его эксплуатируют, потому что он приехал недавно. И что может на основе этой дискриминации меньшинств арабам и русским есть о чем говорить. Я вспомнил, что в Израиле живут несколько тысяч русскоязычных арабов – инженеров, врачей, адвокатов, журналистов. Которые владеют этим языком, и они смогут давать интервью русскоязычным СМИ, объяснять, кто такие израильские арабы, выступать, в конце концов, в районных клубах перед репатриантами. Мне кажется, что разрыв между двумя группами возник не из воздуха, а по чьей-то воле. Репатриантов почему-то убеждают в том, что в израильской демократии плохое отношение к эфиопам или выходцам из восточных стран – это расизм, но плохо относиться к арабам – это в порядке вещей. Поэтому мы решили выпустить вот этот плакат (указывает на плакат, на котором написано на трех языках: «В демократии не подстрекают против арабов, выходцев из стран СНГ, выходцев из Эфиопии, женщин, ультраортодоксов, выходцев из восточных стран».

Когда собралась группа из 20 человек, они назвали себя «форумом русскоязычных арабов», и начали искать союзников среди «русских» организаций. С двумя организациями они работают над совместными проектами – законопроектом о гражданских браках и юридической помощи слабым слоям населения.

«Израильские левые говорили нам, что с репатриантами из России нечего даже разговаривать, они, мол, фашисты, конченые, - говорит Джафар Фарах, директор центра «Мусауа» («равенство»), организации, занимающейся правами израильских арабов). – Но из наших контактов с репатриантами у нас сложилось ощущение, что не все потеряно. Что многим просто промыли мозги. И что можно достучаться до них через СМИ на их языке. Впервые арабская организация выступит с кампанией против расизма, которая будет обращена ко всем секторам израильского общества. С кем-то мы будем говорить о солидарности меньшинств, но поскольку «русские» не любят, когда их называют менбшинством, мы будем говорить с ними об уважении к их культуре, о необходимости мультикультурализма, о сложностях заклчения браков с неевреями. Мне неприятно об этом говорить, но Герцль Гедж (бывший начальник Управления регистрации населения при МВД, смещенный в результате предвзятого отношения к меньшинствам) никогда бы не был уволен, если бы не взбунтовались «русские». Если бы арабы жаловались на его дискриминационную политику, ничего бы не произошло. Но дискриминация по отношению к русским в Израиле это все-таки хуже, чем дискриминация по отношению к арабам. Поэтому в случае с Геджем мы просто сидели тихо и ждали, пока «русским» это надоест. А сейчас мы пытаемся объяснить им, что расист по отношению к арабам в конечном счете будет расистом и по отношению к «русским».

mik_yesha 2004-06-18 08:15

совершенно безумный план у Либермана. На самом деле, для него нет никакой основы. Я согласен с утверждением, что единственная основа еврейского присутствия в Эрец-Исраэль - ТаНаХ. Иначе евреи никакого права не имеют на Израиль. В это контексте какие-либо обмены и оставление территорий - это вообще безумие. Огульный трансфер арабов куда-либо также неоправдан - так разрушаются те минимальные человеческие связи, которые возникли между арабами и евреями и которые надо поддерживать и укреплять. Я считаю, что формула нужна такая "государство евреев на всей Эрец-Исраэль", но арабы могут здесь жить". Понятно, что спрашивать самих арабов, согласны ли они с такой формулировкой, бессмысленно и не нужно.

Единственная допустимая форма трансфера, на мой взгляд, это в ходе войны, когда от такого решения зачастую никуда не деться.

pepel 2004-06-18 08:25

Интересно. Серьезно. Чувствуется, что ты много работала.

Только - одно... замечание, что ли. Ты пишешь, что "Ицик - сторонник Авигдора Либермана". При этом его реплики совершенно не говорят об этом, скорее, напротив. Появляется ощущение, что он сторонник Либермана как большинство "русских" - вроде выбрал "русского" политика, менее импотентного, чем Щаранский, но все равно вне всякой связи с политикой этого самого политика - просто "по лицу". То есть поддержка человека в полном отрыве от его программы - я так в период своей политической девственности голосовала за НДИ в качестве партии и Барака в качестве премьера. Русские очень часто так себя ведут, они якобы поддерживают кого-то, при этом в корне отвергая тезисы этого поддерживаемого. Но если умный русский читатель поймет весь бред фразы "Ицик, сторонник Либермана", то израильтянина это приведет в ступор. И сразу создается стереотип "тупого русского, который сам не знает, что говорит".

Фигово это как-то. Один единственный рассмотренный пример, без каких-либо объяснений - и получается полный бред.

dp 2004-06-18 08:29

Спасибо, очень интересно. Наташа, только я не понял: откуда статистика - это всё данные Эль-Хаджа? Или это сводные данные из разных источников?

В среднем – 18.2% «русских» готовы, чтобы арабы были их соседями, 23.2% готовы, чтобы их дети дружили с арабами, и только 7.7% готовы принять арабского супруга\у своих детей (для сравнения: 92.7% хотели бы, чтобы их сын\дочь заимели супруга\у еврея ашкеназского происхождения, 41.7% - еврея восточного происхождения, 11.7% - еврея эфиопского происхождения).

Виноват, и тут не понял: эти люди в скобках, которые "хотели бы" и среди которых подсчитаны 92.7%, 41.7%, 11.7% - они кто?

И ещё мне кажется, что оборот "заиметь супруга" лучше бы заменить.

neshima 2004-06-18 08:32

Интересно. Русскоязычные арабы и русскоязычные евреи. Возможна ли какое-нибудь общение и сближение на основе языка? До сих пор такого, вроде, не наблюдалось.

shaon 2004-06-18 08:38

"Профессор" этот - типичный арабский националист, рассказывающий привычные для израильских арабов сказки о "еврейском расизме". Причины восприятия израильских арабов как подрывной "пятой колонны", действующей в интересах арабских стран-врагов Израиля общеизвестны:

1. Израильские арабы открыто декларируют себя "палестинцами" и открыто поддерживают самозванцев из арафатовской "автономии" в их террористической войне против Израиля. С каждым годом увеличивается число раскрытых полицией диверсионных палестинских группировок, состоящих из арабов-израильских граждан. Израильские арабы открыто собирают средства для арафатовской "автономии", местные исламисты из Исламского Движения открыто проводят многотысячные митинги и демонстрации в поддержку палестинского террора.

Израиль демонстрирует удивительный гуманизм и терпимость к своим гражанам-арабам, открыто декларирующим свою поддержку врагу. У нас нет и не будет арабских погромов и депортаций арабского населения, израильские арабы защищены в правом и социальном плане.

Отметим, что в других странах отношение к потенциальным врагам было куда жестче и нетерпимее:

В годы 2МВ в СССР были уничтожены сотни тысяч немцев-советских граждан и миллионы советских немцев были депортированы в Сибирь и в Казахстан; В США сотни тысяч японцев были арестованы и помещены в лагеря. На этом фоне рассуждать о якобы "дискриминации" арабов в Израиле может только неисправимый демагог.

2. Демографическая агрессия против Израиля.

Арафат в свое время заявил, что Израиль может победить только матка арабской женщины. И израильские арабы четко следуют указаниям своего вождя - их рождаемость превосходит всякие общемировые показатели.

При этом происходит парадоксальная вещь - Израиль фактически оплачивает своими социальными фондами высокую арабскую рождаемость, ведь каждой арабской семье положены огромные социальные выплаты и пособия за каждого ребенка из израильского бюджета. Отметим, что для израильских арабов характерно массовое уклонение от уплаты налогов. Получается, что высокая рождаемость израильских арабов искусственно поддерживается налоговыми выплатами израильтян-евреев, на выдавливание которых и направлена арабская демографическая агрессия.

Так что, рассуждения израильских арабов, приводимые в статье, дают лживую информацию о реальном положении арабов в Израиле и работают только на древний пропагандистский миф о "злых" евреях-"расистах" и "добрых" арабах, преследуемых "сионистским врагом"

oshein 2004-06-18 08:54

@Профессор Эль-Хадж – первый арабский ученый, опубликовавший эмпирическое исследование о репатриантах из России. И он очень не любит, когда его выводы связывают с его арабским происхождением. «Я всегда говорил в арабском мире: вы до сих пор не смогли выработать стратегии по отношению к Израилю, потому что вы видите его таким, каким хотели бы видеть, а не таким, каков он есть на самом деле». @

-Наташа,он случайно не объяснил,для чего по-его мнению, арабскому миру следует выработать (правильную?) стратегию по-отношению к Израилю? И вообще,какова цель проведенного им исследования по-выявлению настроений репатриантов?

"Когда собралась группа из 20 человек, они назвали себя «форумом русскоязычных арабов», и начали искать союзников среди «русских» организаций. С двумя организациями они работают над совместными проектами – законопроектом о гражданских браках и юридической помощи слабым слоям населения.

«Израильские левые говорили нам, что с репатриантами из России нечего даже разговаривать, они, мол, фашисты, конченые, - говорит Джафар Фарах, директор центра «Мусауа» («равенство»), организации, занимающейся правами израильских арабов). – Но из наших контактов с репатриантами у нас сложилось ощущение, что не все потеряно."

-Хоть я и не люблю арабов,но по-сравнению с ними "наши" еврейские левые выглядят просто омерзительно,потому что арабы-нормальные люди,борющиеся за свои интересы,их можно понять и даже в чем-то признать их правоту,но еврейская левизна-это просто какая-то форма болезни,причем очень запущенная.

(Anonymous) 2004-06-18 08:59

Пожалуй, если убрать кавычки у слова "русские", то статья будет ближе к истине. И разница между 90-м и 99-м годом сразу станет более понятна. Потому что в 90-м большинство приехавших были евреями, а в 99-м - нет. И срок пребывания в стране тут непричем.

piligrim 2004-06-18 09:20

Наташа, если я не ошибаюсь, мне кто-то у Вас в комментах как-то отвечал, что в Кнессете 3 депутата-араба. И в то же время, их, оказывается, пятая часть населения ("если ни в одном вопросе они не учитывают мнение одной пятой населения - израильских арабов?"). Как так получается?

leorer 2004-06-18 10:36

Интересный материал. Мне кажется, есть еще один важный фактор.

Русская алия отличается существенным диссонансом между, скажем так, "телом" и "головой". "Тело" - это евреи, приехавшие из Винницы, Самарканда, Дербента, в свою страну. Они прагматичны и не склонны к идеологической экспрессии. Им важно жить спокойно, и если они ненавидят или подозрительно относятся к арабам, то потому, что те "мешают жить". При этом разница между палестинцами и арабами Израиля проводится ими редко. Пример - описанный Ицик

"Голова" приехала из мест более центральных. Для нее Израиль - только одна из опций, если не "запасная Родина". Примеры - Носик, Аркан Карив, Лев Вершинин. Поэтому "голову" гораздо меньше, чем "тело", волнует проблема отношений с соседями, с которыми так или иначе приходится и придется жить вместе. Для нее важнее всего самоутвердиться в стране. Если это не удается, "голова" ищет другую страну. Лучший способ самоутвердиться - позиционировать себя "святее Папы Римского". Отсюда феномен Щаранского и Либермана. Поэтому журналистская часть "головы" развязала в русских СМИ кампанию подлой и безответственной антиарабской демагогии, больше всего напоминающую по стилю "Дер Штюрмер", с аргументами типа "демографической агрессии". У "головы" всегда имеются запасные варианты, и поэтому она может позволить себе роскошь вести себя безответственно. А "тело" в значительной мере хавает то, что ему поставляет "голова".

Ситуация не исправится до тех пор, пока не вырастет новая, местная и соответствующая обстоятельствам времени русскоязычная элита и не смоется из не оправдавшего ее надежд Израиля старая русскоязычная "голова". Процесс уже пошел и идет.

sandrina 2004-06-18 11:33

Хорошая статья может быть. Но вот некоторая несбалансированность наблюдается, если уж говорить о том, что русские тоже получают в статье право голоса. И пояснить бы для израильтян популярно позицию Ицика. Она противоречива, но по своему логична - так почему бы не попытаться хотя бы слегка пояснить эту логику? От непояснений таких моментов и возникают многочисленные мифы самой разной степени разрушительности и вредности, включая миф о, к примеру, тотальном российском антисемитизме. Ты, в конце концов, больше шансов для понимания арабов даешь, что неправильно.

bbb 2004-06-18 13:15

Знаете, в чем недостаток статьи (а может, и достоинство - смотря с какой стороны смотреть)? В том, что она дает достаточно развернутую картину отношения русской алии к проблемам израильских арабов, но совершенно оставляет в стороне картину отношений израильских арабов к Израилю - а ведь это две стороны одной медали. У вас есть цифры, показывающие отношение арабов конкретно к русской алии как отдельному винтику в большой машине Израиля, но нет цифр об их отношении к машине в целом. При этом статья задает весьма четкий ОБРАЗ такого отношения - но делает это сугубо журналистскими методами типа педалированного рассказа о паре выбранных индивидуумов. Может быть, эти индивидуумы типичны. А может быть, и нет.

Скажем, когда-то я читал интересное исследование о корнях внутреннего конфликта в Ливане. Исторически понятно - французы искусственно расширили Горный Ливан за счет ряда окружающих сирийских территорий, создав искусственное образование. Но это доказывалось цифрами опросов. Например, показывалось, что марониты рассматривают себя в первую очередь как ливанцев, и только во вторую - как арабов. А жители Бекаа, наоборот - в первую очередь как арабов и только во вторую как ливанцев.

В этом смысле позиция Либермана оказывается вовсе не нелепой. Скажем, его тезис о трансфере - малореалистичен по многим причинам, но идея о принципиальной неустойчивости существующей конструкции с ее структурой населения тоже имеет серьезные основания.

В конце концов, человеческие контакты между армянами и азербайджанцами в Баку и СССР в целом были несравнимо теснее, чем между арабами и евреями в Израиле. Тем не менее, трансфер не просто произошел - он еще и воспринимается ВСЕМИ сторонами как практически неизбежный и уж точно необратимый. Более того, только теперь начинают прорастать основы нормальных взаимоотношений Армении и Азербайджана - по образцу нормальных, даже дружественных отношений Греции и Турции в 30-е годы, после трансфера начала 20-х годов (и до независимости Кипра). А ведь интервью у смешанных армяно-азербайджанских семей где-нибудь в 87-м году можно было насобирать тысячи...

lussi 2004-06-18 15:27

Наташа, ты умница!

За исключением некоторых нестыковок и натяжек, о которых уже упомянули выше (позиция Ицика, смешанные браки, сознательное неупоминание фактора непрекращающейся последние 10 лет интифады, немаловажного, кстати, отсутствие ссылок на статистические источники) в целом, складывается очень правдоподобная картина. И непредвзятая.

На мой взгляд, грамотный и подробный социоанализ алии в свете ее влияния на политику Израиля, куда более интересен, чем вопрос русско-арабских отношений. Но это другая тема.

Мне немного не хватает позиции автора и хоть каких-то заключений ("оптимистичный" эпилог возвращает нас к началу разговора, ничего, собственно, не подытоживая. А жаль).

И еще. Подозреваю, что статья в "Едиот" вызовет к жизни лишь новые негативные стереотипы о русскоязычной общине. А это не есть карашо :(

В "Вестях" - возможность посмотреть на себя со стороны, трезво и честно.

Скажи, а существует ли практика различных редакций одного материала для 2-х совершенно разных аудиторий или это противоречит нормам журналистской этики?

В любом случае, это очень, очень интересный материал. Интересен по своей актуальности и грамотен в подаче информации.

babayasin 2004-06-18 16:34

Пристрастный взгляд на события. В статье не упомянуты Исламское движение, собирающее на своих митингах по 50 - 60 тыс человек, один из его лидеров Раед Салах, находящийся сейчас под следствием за антиизраильскую деятельность, выступления Тиби, Бараке, Дахамше и пр. в кнессете, все эти их истерики в ответ на любые действия Израиля против террористов, "Дженин, Дженин", дело против Бараке, призывавшего в Дамаске к борьбе против Израиля и очень мало сказано о самоидентификации израильских арабов, все чаще называющих себя палестинцами. Нет ни слова о событиях октября 2000 года, когда беспорядки прокатились по всем арабским населенным пунктам и прочей "неудобной" фактуры, не укладывающейся в левый стереотип "арабов, желающих стать интегральной частью Израиля" и "расистов-шовинистов из бывшего СССР". В том же духе делаются репортажи израильского ТВ, когда после теракта, устроенного израильским арабом, все внимание съемочной группы сосредотачивается на арабе - медбрате "скорой помощи", доставившем раненных в больницу.

shaon 2004-06-19 10:24

Ну что - можно подвести некоторые итоги обсуждения Наташиного изделия

1. Автор демонстрирует поразительную односторонность и предвзятость - излагается только точка зрения арабских националистов, во многом оскорбительная и дискриминационная относительно израильтян-выходцев из России

2. Приводимые результаты "исследований", авторами которых являются арабские националисты, притянутые за уши какие-то цифры, источник которых неизвестен - опять же все это направлено на создание лживой картины арабо-еврейских отношений, в которой евреям, ставшим жертвами арабской агрессии, приписываются самые негативные черты и всячески обеляются арабские националисты.

3. Также весьма показательный факт - в поддержку оскорбительных для Израиля и для израильтян-выходцев из России положений статьи дружно выступили две категории читателей:

а)русские нацисты и антисемиты

б)израильские леваки

По-видимому, именно на эти категории читателей автор ориентировался при написании этой статьи...

haraz_bey 2004-06-19 15:09

Ну и наборчик, начиная от "выросших в тоталитарном государстве". Очередная копилка стереотипов. Из таких статей узнаешь о себе много нового.

А арабов не любят из-за них самих. На редкость неприятные товарищи. Последний арабский погром был устроен в Нацрат-Элите, взбудораженном убийством Олега Шойхета, после того, как арабы попытались затащить в машину девушку, но той удалось вырваться и убежать к родителям. Нормальному человеку с арабами не ужиться. Тут и с марроканцами-то с трудом уживаешься, а они по сравнению с арабами просто ангелы. Если бы они не ходили с ножами и не вели себя по-обезьяньи, отрицательного отношения к ним сильно бы поубавилось. Если бы они не кидались камнями с моста на шоссе номер два, если бы они в 2000 году не громили в своих городах отделения банков, не сносили электрические столбы и ограды, если бы полицейские не боялись уже несколько лет заезжать в Умм Эль-Фахм и Рахат, не говоря уже про более отдаленные городки.

Эти люди опасны для Израиля и для граждан. Я, например, рядом с арабами чувствую себя отвратительно.

meshulash 2004-06-20 02:00

Хороший материал, но много путаницы.

Израильские левые, на мой взгляд, как раз являются наиболее расистской группой. Было интересно как-то слушать интервью Хульдаи, мэра ТА с участием Абулафии - хозяина сети ресторанов. Хульдаи настаивал на слове "араб", сто раз его повторил, в то время, как Абулафия во всех случаях использовал термин "мусульманин". При этом Хульдаи - левый, член Аводы.

План Либермана столь же идиотичен, что и план Переса. И тот и другой планы основаны на простой посылке - страхе демографии. При этом Либерман для "исправления" демографии предлагает переселения, а Перес для ттого же - отделение согласно "демографическим реалиям" (или как это точно формулируется?).

Теперь, почему возникает такая ситуация? "Русские", выходящие из самолета в Израиле не имеют ни малейшего представления о национальном делении в Израиле. Арабского студента из Шхема в Еврейском культурном центре считали вначале евреем, а когда он долго отнекивался, то - израильтянином. Ибо в России живут русские, в Америке - американцы, в Израиле - евреи. По определению.

Но включаешь телевизов и что? Левейший диктор из самых человеколюбивых побуждений долго объясняет, что нужно устраивать всякие празднования вместе евреям и израильским арабам. Репортаж, подготовленный левыми журналистами, о победе Бней-Сахнин начинается со слов "команда, состоящая из израильских арабов" и т.д. Предствил, что в России по радио сказали бы: "московский "Спартак", состоящий наполовину из российских евреев, еще на треть - из российских татар и лишь немного - из русских выиграл что-то там". Коробит. Так почему у нас не коробит? Хотя рядом с таким текстом слова рава Каханэ - верх политкорректности.

ramendik 2004-06-21 03:46

По-моему, нет ответа на главный вопрос, возникающий у "простого" читателя. А именно - как израильские арабы, ну хотя бы вот данные конкретные, относятся к террористам.

А ведь можно было спросить. (Я не знаю Вашу ситуацию - может, у Вас осталась связь с интервьюируемыми и можно дополнить - тогда я бы очень рекомендовал это сделать). Вот как они относятся к этому? Да, израилськеи чиновники дискриминируют, да, полицейские наверное могут побить без причины. Но арабы идут и взрываются, и убивают невинных людей, отнюдь не только этих полицейских и этих чиновников.

Да - взрываются не все арабы, но ведь читателю кажется, что практически все арабы их поддерживают. Если вот эти, скажем, искренне ненавидят терроризм, и более того - если считают террор агрессией против _своей_ страны (они же граждане Израиля, а террористы хотят уничтожить Израиль - значит, правильные граждане, вне зависимости от этнической принадлежности, должны быть против) - тогда об этом надо написать. Тогда это, вохможно, даже сенсация получится.

Для большинства обывателей, как минимум для "сочувствующих" типа меня (я не в Израиле и даже там не был) - арабская проблема есть прежде всего проблема терроризма. Значит, отношение к нему - ключевой вопрос в статье об этой проблеме.

И кстати, а я не могу исключить, что всё и в самом деле так. Кровь не определяет человека. В Первую Мировую множество немцев сражалось за Россию против Германии - например, фон Эссен, командующий Балтийским флотом (!) на первом этапе войны, вёл отлиные операции против немецкого флота. (А под его началом - Колчак... но это уже другая история).

Быть может, и среди арабов есть свои фон Эссены? Если есть - найдите их, покажите их! Вот это будет интересно. И действительно обломает некоторых расистов.

Сайт управляется системой uCoz