ЛАТВИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ПИТЕРА

Серия статей в газете «Невское время» ( http://www.nevskoevremya.spb.ru. )

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Светлана ГАВРИЛИНА 28.02.2004

НЕИЗВЕСТНАЯ ЛАТВИЯ

"По данным одного из опросов ВЦИОМ, 47 процентов россиян считают Латвию самой противной страной из бывшего СССР", - говорит Карлис Даукштс из Латвийского университета, который скоро станет директором института, занимающегося исследованиями российских вопросов.

Действительно, если спросить в России любого человека на улице, что он знает о современной Латвии, в 90 процентах из 100 мы получим ответ: "Там закрывают русские школы и дети выходят на митинги". С другой стороны, если подойти к любому человеку на улицах Риги и спросить, что он думает о современной России, чаще всего можно услышать об угрозах Жириновского, об эскападах Рогозина. Со знаком плюс или минус - в зависимости от того, говорите вы со сторонником интеграции общества в независимой Латвии, с мая вступающей в ЕС, или с активистом штаба защиты русских школ, заявляющим прилюдно: "Нам еврокомиссары не указ, и этот деревенский латышский язык мы знать не хотим".

Так вышло, что именно вопрос о реформе образования в Латвии стал одним из острых внутриполитических вопросов в этой стране и внешнеполитических в России.

И как раз в эти дни в Риге прошла конференция "Роль СМИ в содействии укрепления взаимопонимания между странами Балтии и России", организованная Латвийской трансатлантической организацией совместно с Центром интеграционных исследований и проектов (Санкт-Петербург) при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. В конференции приняла участие и автор этих строк в составе группы журналистов Северо-Западного региона - из Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Великого Новгорода. Основное, что прозвучало в выступлениях и дискуссиях, - существует помимо политики живая жизнь очень близких регионов. Вопросы безработицы и развития малых городов, падения рождаемости и перспектив для молодого поколения, путей решения этих проблем - все это важно по обе стороны границы. Вместе с тем об этих важнейших сторонах жизни мало говорится в СМИ, что порой позволяет безответственным политикам навязывать обществу свои частные мнения. Поэтому особую важность приобретает журналистская ответственность.

Светлана ГАВРИЛИНА 06.03.2004

ОТ КОГО ЗАЩИЩАТЬ РУССКИЕ ШКОЛЫ?

Когда приезжаешь в Ригу после долгого отсутствия, а тем более начитавшись газет, наслушавшись радио, насмотревшись телерепортажей с митингов, ждешь острых ощущений. Митингующих детских толп, злобных полицейских, тянущих в кутузку какого-нибудь подростка с серпом и молотом на куртке, "не понимающих по-русски" латышских националистов. И так далее. Но это, может быть, так и есть, если специально приехать в день очередной акции, подгадав заранее: всякие демонстрации протеста ведь проходят по разрешению властей, заявка подается за много дней. А так - просто разочарование. На улицах в равной мере слышишь как латышский, так и "великий и могучий". В банкомате снимаешь деньги - в окошечке появляется вопрос: выберите язык для совершения операции: латышский, или английский, или русский. Музыка, громко звучащая повсюду, - отнюдь не нацистские марши или разрекламированный "хит русского сопротивления" под названием "Черный Карлис", а самая, увы, что ни на есть надоевшая в родных кафе и маршрутках нашенская попса вроде "Руки вверх"...

Все хорошо?

ЗА ЧЕРНОГО КАРЛИСА ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Да нет, не все. На конференции, посвященной роли СМИ в формировании диалога между странами Балтии и Россией, нас предостерегла латышская профессорша: не поддаваться таким милым туристическим впечатлениям, это было бы слишком просто. А с другой стороны, и "туристические" впечатления - дело важное, туризм - это отрасль экономики, способ общения народов и стран. Во всяком случае, погуляешь пару деньков, посмотришь достопримечательности, купишь сувениры и по возвращении с чистой совестью на вопрос: "Ну как там, говорят, русских не любят, очень враждебны к ним?" - ответишь: чушь, ничего подобного. С другой стороны, действительно же только что бушевала "детская революция", на улицы и площади вышли старшеклассники в легкой не по сезону одежке, действительно были тысячи взглядов, полных вызова и решимости, и в пресловутом "хите сопротивления" были подхвачены старинные для наших соотечественников темы - от "что ты вьешься над моею головой, ты добычи не добьешься, черный Карлис, я не твой..." Тут и перепев из военного: "...чужого нам не нужно, но свое не отдадим", тут и "руки прочь от русских школ!". В общем, автор текста - явно не Цой и не Шевчук, мелодия из "Пинк Флойд", клип запретили, придравшись к теме об использовании авторских прав на песни "Пинк Флойд", и это стало еще одним скандалом.

На месте латышских властей я бы не запрещала. Ну назвали министра образования Карлиса Шадурскиса "черным", ну выступает по русским СМИ учитель русского языка, снявшийся в клипе Владислав Рафальский, и рассказывает, как он вдохновляет детей, изучая с ними роман "Как закалялась сталь", и они в экстазе от Павки Корчагина, и хотят идти его путем, бороться... В общем, дополнительный аргумент в пользу тех, кто говорит, что организаторам митингов на самом деле глубоко безразлична великая русская культура с Пушкиным и Чайковским, вместо которой они предлагают большевистско-националистические идейные штампы...

Но с другой стороны, мне легко судить. Так же как легко со стороны разбираться, предположим, со школьницами-мусульманками во Франции, которые защищают свое право на ношение хиджабов в светских школах. Их тоже много, они тоже настаивают на своем, исконном. Есть еще всякие леваки, антиглобалисты, создающие проблемы во время межгосударственных саммитов... Мы здесь у себя еще ко всему этому не притерпелись. А Латвии в скором времени, в Европе без границ, хватит всяких болячек, овладевающих время от времени той или иной страной Европы. И которые мы не называем гордо "детскими революциями".

"ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ"...

В чем, собственно, сюжетная канва происходящего? В свое время Латвия получила независимость и стала строить свое государство. Встала проблема людей, которых часто называли оккупантами, мигрантами, пятой колонной. Называли далеко не все представители титульной нации и не всегда. Сейчас это считается одной из серьезнейших претензий к "кунгам" - господам по-латышски. Но ведь что греха таить - оккупация-то была. А стало быть, и оккупанты были. Пусть многие из них уехали, состарились, ушли из жизни. Была и советская миграция, почти полностью перекраивавшая этническую картину в городах и поселках, где строились социалистические предприятия и куда завозилась рабочая сила. Но были и коренные в этих краях русские, а также русскоязычные белорусы и поляки, были православные храмы и русские школы еще в так называемой буржуазной Латвии. И в совокупности людей, которые говорят по-русски, оказалось очень много - почти 40 процентов.

Конституция Латвии предусматривает право всех ее жителей говорить на родном языке и реализовывать свои культурные потребности. Даже для двадцати человек, знающих реликтовый ливский язык (ливы считаются автохтонными жителями страны, это финно-угорская группа, всего называют себя ливами полторы сотни человек, но языка большинство не знает). Когда продумывалась новая система образования, решено было организовать ее в несколько этапов. Одним из этапов стало так называемое билингвальное обучение. Что это значит?

Единственный государственный язык - латышский. Стало быть - делопроизводство, обучение в вузах, воинские уставы, судебные дела и все прочее должно быть по-латышски. В государственной сфере,- для частного бизнеса такого порядка нет. И есть дети, в семьях говорящие только по-русски и обучающиеся у русских учителей. Их нужно адаптировать, осуществить интеграцию общества ("Не интеграцию, а ассимиляцию", - возражают активисты движения "За права человека в Единой Латвии" и штабов защиты русских школ. - Они врут, а хотят нас ассимилировать"). Значит, в основной школе (это до 9 класса) нужно внедрять билингвальную модель - несколько предметов преподаются на двух языках. Допустим, домоводство, труд, спорт. Дети осваиваются в новой языковой среде, а с 1 сентября 2004 года идут в старшие классы, где на русском языке им будут преподавать 40 процентов предметов, а остальные 60 - уже на латышском. Потому что им еще поступать в вузы, и по сравнению с латышскими абитуриентами они будут неконкурентоспособны. "Моя дочь будет учиться в Стокгольме!" - возражает по этому поводу один из активистов "ЗаПчел".

"ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ". В ДАННОМ СЛУЧАЕ РОССИЯ

Теперь что на практике? Представьте себе постсоветскую школу. Они более или менее одинаковые что в России, что в Латвии, особенно если речь не о столицах. И вот спущена директива - в данном случае билингвальность. Ее нужно выполнять. Билингвальные предметы будут преподавать учителя, которые раньше надобности ни в каком другом языке не имели. Что произойдет? Правильно. Для комиссий все тип-топ. А за закрытыми дверями все идет как прежде. Только по-русски. Так оно и было в основном.

И вдруг как снег на голову сваливается 2004 год с неминуемым 1 сентября. "Мы же вас пять лет предупреждали!" - "А мы думали, что как-то так..." Почему думали, что "рассосется?" Ну, это чистая психология. То ли ишак умрет, то ли эмир. То ли Латвия вступит в Евросоюз, с которым, в свою очередь, разберется великая метрополия под названием Россия, то ли... еще как-нибудь. Вон, нацболы приезжают хулиганить, и куча российских политиков защищает "смелых русских патриотов", то Глазьев с Рогозиным, а то и сам Кобзон, не говоря о Лужкове... Я заметила: в том, что касается политики внутри России, латвийские русские весьма слабо представляют ее нюансы. Например, рассказывает мне депутат сейма Кабанов, как он ездил к нам в Мариинский дворец и был у депутата ЗС... Не буду называть фамилию, но это человек шумный, лозунговый и патриотический в смысле "Россия для русских". Рейтинг же его в Петербурге невелик. Я спрашиваю у депутата Кабанова - зачем же он вяжется с такими людьми? "Да, я знаю, но для нас важен каждый союзник в России! Донести до россиян свои проблемы..." Да не донесет, а зато побеседует с "союзничком" и уедет в Ригу в глубочайшем убеждении, что вся Россия до Сахалина и Курил объята праведным гневом, вот-вот объединится с Белоруссией (соседкой Латвии) и совместным великим походом двинется на Ригу... И не нужно будет учить "этот деревенский язык"...

А с другой стороны, латвийские чиновники тоже, видимо, думали, что рассосется. Кто-то уедет - на восток или на запад. Кто-то поймет, что некуда деваться, - детям нужно получать образование, идти работать. Отчеты из школ и управлений по образованию, надо полагать, шли вполне благополучные...

А сейчас - спрашиваю у учительницы по информатике: "Вы сможете преподавать по-латышски?" - "В основной школе, пожалуй, смогу. В старших классах - будет уже трудно". Спрашиваю у школьницы: "Ты против реформы? Для тебя труден латышский? Ты его не изучала?" - "Нет, совсем не трудно. У нас во дворе латыши, и в школе тоже есть - наша школа считается сильной. Но не представляю, как математику на латышском учить. И как ее мне будут по-латышски подавать, не всякий преподаватель сможет..."

И я не вижу никакой острополитической проблемы. Вижу проблему системы образования, ну что-то вроде наших дискуссий о ЕГЭ, ведь тоже копья ломаются. Вопрос о подготовленности школ, педагогических кадров, дальнейших проблем в вузах, и все это очень серьезно. Но митингов-то нет...

Сегодня в Риге состоится съезд защитников русских школ, куда уже не пустили Дмитрия Рогозина, но, кажется, ему собирались устроить телемост...

Мы обязательно продолжим эту тему на страницах "НВ", поскольку в рамки одной публикации она не помещается. Кроме того, ведь еще же совсем не удалось рассказать просто о Риге и Латвии...

Светлана ГАВРИЛИНА 20.03.2004

РУССКИЙ РИЖСКИЙ БАЛЬЗАМ И ФРАНЦУЗСКИЕ ДУХИ "ДЗИНТАРС"

Но сегодня мне все-таки хочется рассказать не о затянувшемся противостоянии. Дело в том, что все спрашивали: как там? Продается ли знаменитый рижский бальзам? Как выглядят кафешки в старой Риге и в какую сумму обходится ужин? И вообще, как живут люди? И можно ли отдохнуть, как прежде, в Юрмале?

Конечно, за три-четыре дня, к тому же до отказа заполненные мероприятими и встречами (напоминаю - поездка была в рамках конференции, посвященной роли СМИ), сложно составить абсолютно безупречное и полное представление. И все-таки...

ТЯЖЕЛЫЕ ЛАТЫ

Лат - это денежная единица. Латы (или латики, как их называют часто продавцы и кассиры - рассчитываешься, подаешь купюру: "А латика у вас нет? Мне сдачу не сдать...") - очень обманчивые деньги. Потому что 1 лат - это примерно два евро. Соответственно, 5, 10, 15 лат в кармане могут звенеть мелочью, но на пересчете в рубли оказываются суммой внушительной. Соответственно, и цены. Если написано: 1.70 или 0.85, то не стоит думать, что вы оказались в чем-то вроде бывшего СССР с его знаменитыми низкими ценами вроде колбасы за 2.20.

Латвия считается достаточно дорогой страной. Ко всему прочему, в бюджете среднестатистического жителя львиную долю занимают коммунальные услуги. Честно говоря, больше всех страданий на русскоязычной почве меня поразила стоимость кубометра горячей воды в Резекне - около 10 евро. Женщина, которая об этом рассказала, говорит, что ее мама-пенсионерка очень экономит воду. Ее пенсия - 55 лат.

Это все касается и латышей, и русских, и граждан, и "неграждан". С другой стороны, как и у нас, на разных территориях разный уровень жизни. Например, те же города Резекне и Рига. Мэр Резекне обеспокоен теми же проблемами, что и мэр любого нашего райцентра, - ЖКХ, социалка, рабочие места, инвестиции, реконструкция гостиницы. Однако все-таки бедность бедности рознь - больше чистоты, больше строительства и реставрации.

ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ И ГДЕ ПОЕСТЬ

Старая Рига, как и вообще вся латышская столица, стала заметно чище. В старый город запрещен въезд транспорта, только по специальным пропускам. К отелю в центре такси подъезжает за отдельную плату - 5 лат. Поэтому даже обеспеченные, но экономные туристы предпочитают останавливаться за "кордоном" и идти пешком. Но это на самом деле очень приятно, если без багажа, - узкие улочки, воздух без выхлопных газов и тишина, нарушаемая лишь звуками музыки из многочисленных кафе.

Домский собор и знаменитый Дом с кошками стоят на своих местах, только туристов стало явно меньше. Из российских - в основном москвичи, а западный турист пока еще не привлечен толком. Хотя речь уже звучит разноязыкая, и меню написаны на нескольких европейских языках.

У заезжего человека всегда вопрос - где поесть? Тут мое мнение полностью вливается в хор с многочисленных интернет-форумов. Если вы просто хотите перекусить, и быстро, и недорого, и прилично, - существует знаменитая сеть "Лидо". Это такие ресторанчики быстрого обслуживания, работающие допоздна или вообще круглосуточно. Пресловутый "Макдоналдс" отдыхает. В "Лидо" и салат-бар за 1 лат, и всевозможные котлетки, отбивные, блюда с национальным колоритом, огромные гарниры, десерты, фрукты... Все удовольствие запросто может обойтись в несколько лат, есть только одна опасность - взять много и не съесть.

Мы ездили и в развлекательный центр "Лидо". Там еще и каток, и разные павильончики, и иллюминация, и площадки для всевозможных игр и развлечений. Туда любят ходить отмечать, например, дни рождения детей. Это в новом квартале, где при советской власти были болота и пустыри, потом место стало обустраиваться, первыми появились всевозможные автосервисы и бензозаправки, автомагазины, затем крупные торговые центры и вот такие, развлекательные. Теперь цена на землю там - одна из самых дорогих в городе.

Кстати, о цене на землю. Нас поразила она в том же Резекне - у прекрасных синих озер гектар можно купить едва ли не за тысячу долларов, а подальше от озер - едва ли не за сотню... Но, как рассказали, часто она покупается "просто так" и не осваивается. Кстати, и знаменитая Юрмала тоже не в лучшем состоянии. Существуют планы ее обустройства, но пока нет необходимых инвестиций.

ЛАТГАЛЬСКАЯ ГЛИНА И НАБОКОВСКИЕ БАБОЧКИ

Русский бизнес присутствует в Латвии. В частности, в производстве того же рижского бальзама. Но и не только. О "Северстали" и "Балтике" я уже упоминала.

А вот помните парфюмерию "Дзинтарс"? Духи "Рижская сирень" или "Вецрига"? В Риге фирменные магазины торгуют всеми этими "ностальгическими" марками. Это производство выжило, в него вложились французские парфюмеры.

...Если будете в Латвии, обязательно купите латгальскую керамику. Это уникальное искусство - и технология, и орнаменты. Аналоги есть у американских индейцев, у финно-угорских народностей. Такие черные, темные, тяжелые чаши, кувшины, фигуры зверей-свистульки. К слову, подобная керамика была в Вологодской области, в Белозерье, но там секрет ее утрачен. Мы были в латгальской деревне, в доме мастера Вогулса. Он растрогался: "Петербург! Вы же тоже прибалты!" И после встреч в мэриях и департаментах, в Министерстве обороны и службе по натурализации невыразимым впечатлением был этот дом, гончарный круг, на котором делаются все эти как будто вышедшие из глубин времени вещи... На фото - Вогулс-младший. Он учится, осваивает массу дисциплин от экономики до электроники, но "для души" занимается древним искусством.

Латвийские пограничники и таможенники вежливы. Латвийских полицейских особенно не видно на улицах.

Еще одно впечатление - лотки с русскими книгами. Все то же - Мураками, тетки-детективщицы, любовные романы и "сенсационная" псевдоисторическая лабуда. Только процентов на 15-20 дороже, чем в Петербурге.

...В конце концов мы устаем от "Лидо" и в последний день, уже перед отъездом, уходим в узкие улицы, находим кафе, где в интерьере буквально набоковская тема - на стене экзотические бабочки в рамках. Название как-то сразу забылось, но бармен, подыскивая русские слова, объяснял его перевод: "Ну, это что-то вроде "сердечко", "милашька"... Вкусом отличного сырного ассорти (местного, разумеется), тихой музыкой, краткой перебежкой к вокзалу, по мостику, мимо зимующих уток - запомнился последний день в Риге. Надеюсь, не последний в жизни.

Сайт управляется системой uCoz