ЛАТВИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ПИТЕРА
Серия статей в газете «Невское время» (
http://www.nevskoevremya.spb.ru. )
Главная |
Светлана ГАВРИЛИНА 28.02.2004НЕИЗВЕСТНАЯ ЛАТВИЯ "По данным одного из опросов ВЦИОМ, 47 процентов россиян считают Латвию самой противной страной из бывшего СССР", - говорит Карлис Даукштс из Латвийского университета, который скоро станет директором института, занимающегося исследованиями российских вопросов. Действительно, если спросить в России любого человека на улице, что он знает о современной Латвии, в 90 процентах из 100 мы получим ответ: "Там закрывают русские школы и дети выходят на митинги". С другой стороны, если подойти к любому человеку на улицах Риги и спросить, что он думает о современной России, чаще всего можно услышать об угрозах Жириновского, об эскападах Рогозина. Со знаком плюс или минус - в зависимости от того, говорите вы со сторонником интеграции общества в независимой Латвии, с мая вступающей в ЕС, или с активистом штаба защиты русских школ, заявляющим прилюдно: "Нам еврокомиссары не указ, и этот деревенский латышский язык мы знать не хотим". Так вышло, что именно вопрос о реформе образования в Латвии стал одним из острых внутриполитических вопросов в этой стране и внешнеполитических в России. И как раз в эти дни в Риге прошла конференция "Роль СМИ в содействии укрепления взаимопонимания между странами Балтии и России", организованная Латвийской трансатлантической организацией совместно с Центром интеграционных исследований и проектов (Санкт-Петербург) при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. В конференции приняла участие и автор этих строк в составе группы журналистов Северо-Западного региона - из Петербурга, Вологды , Петрозаводска, Великого Новгорода. Основное, что прозвучало в выступлениях и дискуссиях, - существует помимо политики живая жизнь очень близких регионов. Вопросы безработицы и развития малых городов, падения рождаемости и перспектив для молодого поколения, путей решения этих проблем - все это важно по обе стороны границы. Вместе с тем об этих важнейших сторонах жизни мало говорится в СМИ, что порой позволяет безответственным политикам навязывать обществу свои частные мнения. Поэтому особую важность приобретает журналистская ответственность.Светлана ГАВРИЛИНА 06.03.2004ОТ КОГО ЗАЩИЩАТЬ РУССКИЕ ШКОЛЫ? Когда приезжаешь в Ригу после долгого отсутствия, а тем более начитавшись газет, наслушавшись радио, насмотревшись телерепортажей с митингов, ждешь острых ощущений. Митингующих детских толп, злобных полицейских, тянущих в кутузку какого-нибудь подростка с серпом и молотом на куртке, "не понимающих по-русски" латышских националистов. И так далее. Но это, может быть, так и есть, если специально приехать в день очередной акции, подгадав заранее: всякие демонстрации протеста ведь проходят по разрешению властей, заявка подается за много дней. А так - просто разочарование. На улицах в равной мере слышишь как латышский, так и "великий и могучий". В банкомате снимаешь деньги - в окошечке появляется вопрос: выберите язык для совершения операции: латышский, или английский, или русский. Музыка, громко звучащая повсюду, - отнюдь не нацистские марши или разрекламированный "хит русского сопротивления" под названием "Черный Карлис", а самая, увы, что ни на есть надоевшая в родных кафе и маршрутках нашенская попса вроде "Руки вверх"...Все хорошо? ЗА ЧЕРНОГО КАРЛИСА ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО Да нет, не все. На конференции, посвященной роли СМИ в формировании диалога между странами Балтии и Россией, нас предостерегла латышская профессорша: не поддаваться таким милым туристическим впечатлениям, это было бы слишком просто. А с другой стороны, и "туристические" впечатления - дело важное, туризм - это отрасль экономики, способ общения народов и стран. Во всяком случае, погуляешь пару деньков, посмотришь достопримечательности, купишь сувениры и по возвращении с чистой совестью на вопрос: "Ну как там, говорят, русских не любят, очень враждебны к ним?" - ответишь: чушь, ничего подобного. С другой стороны, действительно же только что бушевала "детская революция", на улицы и площади вышли старшеклассники в легкой не по сезону одежке, действительно были тысячи взглядов, полных вызова и решимости, и в пресловутом "хите сопротивления" были подхвачены старинные для наших соотечественников темы - от "что ты вьешься над моею головой, ты добычи не добьешься, черный Карлис, я не твой..." Тут и перепев из военного: "...чужого нам не нужно, но свое не отдадим", тут и "руки прочь от русских школ!". В общем, автор текста - явно не Цой и не Шевчук, мелодия из "Пинк Флойд", клип запретили, придравшись к теме об использовании авторских прав на песни "Пинк Флойд", и это стало еще одним скандалом.На месте латышских властей я бы не запрещала. Ну назвали министра образования Карлиса Шадурскиса "черным", ну выступает по русским СМИ учитель русского языка, снявшийся в клипе Владислав Рафальский, и рассказывает, как он вдохновляет детей, изучая с ними роман "Как закалялась сталь", и они в экстазе от Павки Корчагина, и хотят идти его путем, бороться... В общем, дополнительный аргумент в пользу тех, кто говорит, что организаторам митингов на самом деле глубоко безразлична великая русская культура с Пушкиным и Чайковским, вместо которой они предлагают большевистско-националистические идейные штампы... Но с другой стороны, мне легко судить. Так же как легко со стороны разбираться, предположим, со школьницами-мусульманками во Франции, которые защищают свое право на ношение хиджабов в светских школах. Их тоже много, они тоже настаивают на своем, исконном. Есть еще всякие леваки, антиглобалисты, создающие проблемы во время межгосударственных саммитов... Мы здесь у себя еще ко всему этому не притерпелись. А Латвии в скором времени, в Европе без границ, хватит всяких болячек, овладевающих время от времени той или иной страной Европы. И которые мы не называем гордо "детскими революциями". "ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ"... В чем, собственно, сюжетная канва происходящего? В свое время Латвия получила независимость и стала строить свое государство. Встала проблема людей, которых часто называли оккупантами, мигрантами, пятой колонной. Называли далеко не все представители титульной нации и не всегда. Сейчас это считается одной из серьезнейших претензий к "кунгам" - господам по-латышски. Но ведь что греха таить - оккупация-то была. А стало быть, и оккупанты были. Пусть многие из них уехали, состарились, ушли из жизни. Была и советская миграция, почти полностью перекраивавшая этническую картину в городах и поселках, где строились социалистические предприятия и куда завозилась рабочая сила. Но были и коренные в этих краях русские, а также русскоязычные белорусы и поляки, были православные храмы и русские школы еще в так называемой буржуазной Латвии. И в совокупности людей, которые говорят по-русски, оказалось очень много - почти 40 процентов.Конституция Латвии предусматривает право всех ее жителей говорить на родном языке и реализовывать свои культурные потребности. Даже для двадцати человек, знающих реликтовый ливский язык (ливы считаются автохтонными жителями страны, это финно-угорская группа, всего называют себя ливами полторы сотни человек, но языка большинство не знает). Когда продумывалась новая система образования, решено было организовать ее в несколько этапов. Одним из этапов стало так называемое билингвальное обучение. Что это значит? Единственный государственный язык - латышский. Стало быть - делопроизводство, обучение в вузах, воинские уставы, судебные дела и все прочее должно быть по-латышски. В государственной сфере,- для частного бизнеса такого порядка нет. И есть дети, в семьях говорящие только по-русски и обучающиеся у русских учителей. Их нужно адаптировать, осуществить интеграцию общества ("Не интеграцию, а ассимиляцию", - возражают активисты движения "За права человека в Единой Латвии" и штабов защиты русских школ. - Они врут, а хотят нас ассимилировать"). Значит, в основной школе (это до 9 класса) нужно внедрять билингвальную модель - несколько предметов преподаются на двух языках. Допустим, домоводство, труд, спорт. Дети осваиваются в новой языковой среде, а с 1 сентября 2004 года идут в старшие классы, где на русском языке им будут преподавать 40 процентов предметов, а остальные 60 - уже на латышском. Потому что им еще поступать в вузы, и по сравнению с латышскими абитуриентами они будут неконкурентоспособны. "Моя дочь будет учиться в Стокгольме!" - возражает по этому поводу один из активистов "ЗаПчел". "ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ". В ДАННОМ СЛУЧАЕ РОССИЯ Теперь что на практике? Представьте себе постсоветскую школу. Они более или менее одинаковые что в России, что в Латвии, особенно если речь не о столицах. И вот спущена директива - в данном случае билингвальность. Ее нужно выполнять. Билингвальные предметы будут преподавать учителя, которые раньше надобности ни в каком другом языке не имели. Что произойдет? Правильно. Для комиссий все тип-топ. А за закрытыми дверями все идет как прежде. Только по-русски. Так оно и было в основном. И вдруг как снег на голову сваливается 2004 год с неминуемым 1 сентября. "Мы же вас пять лет предупреждали!" - "А мы думали, что как-то так..." Почему думали, что "рассосется?" Ну, это чистая психология. То ли ишак умрет, то ли эмир. То ли Латвия вступит в Евросоюз, с которым, в свою очередь, разберется великая метрополия под названием Россия, то ли... еще как-нибудь. Вон, нацболы приезжают хулиганить, и куча российских политиков защищает "смелых русских патриотов", то Глазьев с Рогозиным, а то и сам Кобзон, не говоря о Лужкове... Я заметила: в том, что касается политики внутри России, латвийские русские весьма слабо представляют ее нюансы. Например, рассказывает мне депутат сейма Кабанов, как он ездил к нам в Мариинский дворец и был у депутата ЗС... Не буду называть фамилию, но это человек шумный, лозунговый и патриотический в смысле "Россия для русских". Рейтинг же его в Петербурге невелик. Я спрашиваю у депутата Кабанова - зачем же он вяжется с такими людьми? "Да, я знаю, но для нас важен каждый союзник в России! Донести до россиян свои проблемы..." Да не донесет, а зато побеседует с "союзничком" и уедет в Ригу в глубочайшем убеждении, что вся Россия до Сахалина и Курил объята праведным гневом, вот-вот объединится с Белоруссией (соседкой Латвии) и совместным великим походом двинется на Ригу... И не нужно будет учить "этот деревенский язык"...А с другой стороны, латвийские чиновники тоже, видимо, думали, что рассосется. Кто-то уедет - на восток или на запад. Кто-то поймет, что некуда деваться, - детям нужно получать образование, идти работать. Отчеты из школ и управлений по образованию, надо полагать, шли вполне благополучные ...А сейчас - спрашиваю у учительницы по информатике: "Вы сможете преподавать по-латышски?" - "В основной школе, пожалуй, смогу. В старших классах - будет уже трудно". Спрашиваю у школьницы: "Ты против реформы? Для тебя труден латышский? Ты его не изучала?" - "Нет, совсем не трудно. У нас во дворе латыши, и в школе тоже есть - наша школа считается сильной. Но не представляю, как математику на латышском учить. И как ее мне будут по-латышски подавать, не всякий преподаватель сможет..." И я не вижу никакой острополитической проблемы. Вижу проблему системы образования, ну что-то вроде наших дискуссий о ЕГЭ, ведь тоже копья ломаются. Вопрос о подготовленности школ, педагогических кадров, дальнейших проблем в вузах, и все это очень серьезно. Но митингов-то нет.. .Сегодня в Риге состоится съезд защитников русских школ, куда уже не пустили Дмитрия Рогозина, но, кажется, ему собирались устроить телемост... Мы обязательно продолжим эту тему на страницах "НВ", поскольку в рамки одной публикации она не помещается. Кроме того, ведь еще же совсем не удалось рассказать просто о Риге и Латвии... Светлана ГАВРИЛИНА 20.03.2004РУССКИЙ РИЖСКИЙ БАЛЬЗАМ И ФРАНЦУЗСКИЕ ДУХИ "ДЗИНТАРС" Но сегодня мне все-таки хочется рассказать не о затянувшемся противостоянии. Дело в том, что все спрашивали: как там? Продается ли знаменитый рижский бальзам? Как выглядят кафешки в старой Риге и в какую сумму обходится ужин? И вообще, как живут люди? И можно ли отдохнуть, как прежде, в Юрмале? Конечно, за три-четыре дня, к тому же до отказа заполненные мероприятими и встречами (напоминаю - поездка была в рамках конференции, посвященной роли СМИ), сложно составить абсолютно безупречное и полное представление. И все-таки... ТЯЖЕЛЫЕ ЛАТЫ Лат - это денежная единица. Латы (или латики, как их называют часто продавцы и кассиры - рассчитываешься, подаешь купюру: "А латика у вас нет? Мне сдачу не сдать...") - очень обманчивые деньги. Потому что 1 лат - это примерно два евро. Соответственно, 5, 10, 15 лат в кармане могут звенеть мелочью, но на пересчете в рубли оказываются суммой внушительной. Соответственно, и цены. Если написано: 1.70 или 0.85, то не стоит думать, что вы оказались в чем-то вроде бывшего СССР с его знаменитыми низкими ценами вроде колбасы за 2.20. Латвия считается достаточно дорогой страной. Ко всему прочему, в бюджете среднестатистического жителя львиную долю занимают коммунальные услуги. Честно говоря, больше всех страданий на русскоязычной почве меня поразила стоимость кубометра горячей воды в Резекне - около 10 евро. Женщина, которая об этом рассказала, говорит, что ее мама-пенсионерка очень экономит воду. Ее пенсия - 55 лат.Это все касается и латышей, и русских, и граждан, и "неграждан". С другой стороны, как и у нас, на разных территориях разный уровень жизни. Например, те же города Резекне и Рига. Мэр Резекне обеспокоен теми же проблемами, что и мэр любого нашего райцентра, - ЖКХ, социалка, рабочие места, инвестиции, реконструкция гостиницы. Однако все-таки бедность бедности рознь - больше чистоты, больше строительства и реставрации. ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ И ГДЕ ПОЕСТЬ Старая Рига, как и вообще вся латышская столица, стала заметно чище. В старый город запрещен въезд транспорта, только по специальным пропускам. К отелю в центре такси подъезжает за отдельную плату - 5 лат. Поэтому даже обеспеченные, но экономные туристы предпочитают останавливаться за "кордоном" и идти пешком. Но это на самом деле очень приятно, если без багажа, - узкие улочки, воздух без выхлопных газов и тишина, нарушаемая лишь звуками музыки из многочисленных кафе. Домский собор и знаменитый Дом с кошками стоят на своих местах, только туристов стало явно меньше. Из российских - в основном москвичи, а западный турист пока еще не привлечен толком. Хотя речь уже звучит разноязыкая, и меню написаны на нескольких европейских языках. У заезжего человека всегда вопрос - где поесть? Тут мое мнение полностью вливается в хор с многочисленных интернет-форумов. Если вы просто хотите перекусить, и быстро, и недорого, и прилично, - существует знаменитая сеть "Лидо". Это такие ресторанчики быстрого обслуживания, работающие допоздна или вообще круглосуточно. Пресловутый "Макдоналдс" отдыхает. В "Лидо" и салат-бар за 1 лат, и всевозможные котлетки, отбивные, блюда с национальным колоритом, огромные гарниры, десерты, фрукты... Все удовольствие запросто может обойтись в несколько лат, есть только одна опасность - взять много и не съесть.Мы ездили и в развлекательный центр "Лидо". Там еще и каток, и разные павильончики, и иллюминация, и площадки для всевозможных игр и развлечений. Туда любят ходить отмечать, например, дни рождения детей. Это в новом квартале, где при советской власти были болота и пустыри, потом место стало обустраиваться, первыми появились всевозможные автосервисы и бензозаправки, автомагазины, затем крупные торговые центры и вот такие, развлекательные. Теперь цена на землю там - одна из самых дорогих в городе. Кстати, о цене на землю. Нас поразила она в том же Резекне - у прекрасных синих озер гектар можно купить едва ли не за тысячу долларов, а подальше от озер - едва ли не за сотню... Но, как рассказали, часто она покупается "просто так" и не осваивается. Кстати, и знаменитая Юрмала тоже не в лучшем состоянии. Существуют планы ее обустройства, но пока нет необходимых инвестиций. ЛАТГАЛЬСКАЯ ГЛИНА И НАБОКОВСКИЕ БАБОЧКИ Русский бизнес присутствует в Латвии. В частности, в производстве того же рижского бальзама. Но и не только. О "Северстали" и "Балтике" я уже упоминала. А вот помните парфюмерию "Дзинтарс"? Духи "Рижская сирень" или "Вецрига"? В Риге фирменные магазины торгуют всеми этими "ностальгическими" марками. Это производство выжило, в него вложились французские парфюмеры. ...Если будете в Латвии, обязательно купите латгальскую керамику. Это уникальное искусство - и технология, и орнаменты. Аналоги есть у американских индейцев, у финно-угорских народностей. Такие черные, темные, тяжелые чаши, кувшины, фигуры зверей-свистульки. К слову, подобная керамика была в Вологодской области, в Белозерье, но там секрет ее утрачен. Мы были в латгальской деревне, в доме мастера Вогулса. Он растрогался: "Петербург! Вы же тоже прибалты!" И после встреч в мэриях и департаментах, в Министерстве обороны и службе по натурализации невыразимым впечатлением был этот дом, гончарный круг, на котором делаются все эти как будто вышедшие из глубин времени вещи... На фото - Вогулс-младший. Он учится, осваивает массу дисциплин от экономики до электроники, но "для души" занимается древним искусством. Латвийские пограничники и таможенники вежливы. Латвийских полицейских особенно не видно на улицах. Еще одно впечатление - лотки с русскими книгами. Все то же - Мураками, тетки-детективщицы, любовные романы и "сенсационная" псевдоисторическая лабуда. Только процентов на 15-20 дороже, чем в Петербурге. ...В конце концов мы устаем от "Лидо" и в последний день, уже перед отъездом, уходим в узкие улицы, находим кафе, где в интерьере буквально набоковская тема - на стене экзотические бабочки в рамках. Название как-то сразу забылось, но бармен, подыскивая русские слова, объяснял его перевод: "Ну, это что-то вроде "сердечко", "милашька"... Вкусом отличного сырного ассорти (местного, разумеется), тихой музыкой, краткой перебежкой к вокзалу, по мостику, мимо зимующих уток - запомнился последний день в Риге. Надеюсь, не последний в жизни. |