Эгил Белшевиц
ЛАТЫШИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РИГЕ
Главная |
Иногда приходится вместо демонстрации эрудиции говорить о вещах общеизвестных. Вот мне как-то вполне взрослый и в остальном не тупой человек без доказательств заявлял, что в средневековую Ригу латыши не допускались. Естественно, создавался вопрос, а кто же в таком случае на немцев в Риге колымыл. Сами они, что ли, своё бельё стирали и дрова таскали? Для латыша тут вопроса нет, поскольку он вскормлен латышской околоисторической литературой в стиле Дюма (хотя заметно уступающей последнему по качеству) и к тому же несколько разбирается в местной истории, но для тех, кто с латышской культурой малознакомы, я приведу несколько справок из энциклопедии "Рига", изданной на русском языке советскими властями в 1989. В редакционной коллегии такие лица, как А. Рубикс, А. Дризул, А. Клауцен - то есть персоны, которых никак не заподозрить в латышском национализме, потому как они всю жизнь последовательно боролись против него. Но даже при этом вопроса о том, дозволялось ли жить латышам в феодальной Риге, ни у кого из названных лиц не возникало - о латышах в Риге говорится всколзь как о само собою разумеющимся факте, каковым он, впрочем, и является. Итак: (стр. 41-42) "Хроника Генриха Латвийского повествует о строительстве Риги уже в 1201, подчеркивая при этом, что первые немецкие бюргеры прибыли в 1202. Следовательно, инициативная роль в строительстве города принадлежала местному населению - ливам и латгалам, которые активно участвовали также в беспорядках 1221." "Нижней прослойкой рижского феодального общества была плебейская оппозиция. Поскольку латыши не имели права заниматся торговлей, они осуществляли гл. обр. разгрузку, упаковку, взвешивание товаров и объединялись в братства." (стр. 204) "Братство носильщиков соли - латышский подсобный цех в торговле феодальной Риги. Его члены считали свое объединение одним из старейших латышских братств. Первый его устав был утвержден в 1450. В его объязанности входило перемеривание соли, ее транспортировка." Там же описано ещё несколько подобных "братств", например, на 203. стр. о братстве извозчиков сказано: "Члены братства активно участвовали в борьбе за экономические права латышей. Так, в 1682. эльтерман извозчиков С. Крузе призвал всех членов подсобных цехов и латышских ремесленников Риги бороться против запрета торговцев закупать латышам с.-х. продукты непосредственно у поставщиков, без посредничества торговцев." (стр. 408) "Члены латышских подсобных цехов в торговле должны были исполнять различные общие повинности: участвовать в обороне Риги, в тушении пожаров, помогать в случае наводнений, заботиться о соблюдении в городе общественного порядка." (стр. 43) "Культура рижского патрициата и бюргерской оппозиции была немецкой, в плебейской оппозиции преобладающей была культура населения латышской национальности." (стр. 390) "...присужденные в 1582 (...) привилегии, в соответствии с которыми можно было не выдавать (беглых) крепостных, если они не были востребованы их прежними владельцами и если они прожили в пределах Риги или Рижского патримониального округа уже 2 года. В 1726 лифляндскому рыцарству удалось добиться отмены двухгодичного срока давности." (стр. 604, статья "Реформация") "...в 1524 в Риге и др. городах Латвии произошли иконоборческие погромы. Для завоевания поддержки плебейских масс города при церквях Екаба и Петра были основаны латышские лютеранские общины." (стр.770-771) "В 16 в.в. в Риге стали создаваться объединения латышских ремесленников, т.н. ненемецкие цехи, которые не имели равных прав с немецкими цехами. Жившие в Риге латыши были заняты также на подсобных работах в торговле..." (стр. 781) "школа при церкви Яня - элементарное учебное заведение для латышских детей. Основана в конце 16. века. Вначале в школе обучали молитвам и духовным песнопениям, затем также чтению и письму. (...) Занятия велись на немецком и латышском языках. В 1778 занятия проводились уже только на немецком языке." (Там же - о ещё двух аналогичных школах.) Полагаю, больше вопросов о постоянном наличии значительного числа латышей в Риге с момента её основания уже не осталось? 3 июля 2004 года |