Взято с http://www.russiantext.com/russian_library/9/17mg/17mg.htm,
потому что оригинальный сервер пребывает в дауне и может не ожить.
Святослав Быдзанс "17 МГНОВЕНИЙ"
Главная |
После того как редакция одной из рижских газет
обратилась ко мне с предложением рассказать какую-нибудь занимательную
историю из моей бурной кинематографической молодости, мне сразу вспомнилось
начало семидесятых годов минувшего столетия, когда я консультировал некую
творческую группу с Мосфильма. В то время
Латвия в сознании простых советских людей отождествлялась отнюдь не с теми
отрицательными явлениями, о которых я не хочу и говорить, а совсем с другим: с
прославленным Рижским бальзамом, не менее легендарными шпротами, электричками
RVR,
приемниками "Спидола", знаменитыми на весь Союз актерами и
музыкантами, хоккейным "Динамом" и баскетбольным ТТТ, органом
Домского собора, уютными кафе - словом, этот список может длиться бесконечно,
как Юрмальский пляж, тянущийся на много верст от устья Лиелупе, через Майори
и Дубулты к Каугури, Яункемери и дальше, к приморским поселкам, где за гроши
можно было купить золотистую салаку, только что выловленную и приготовленную
в маленьких коптильнях, пахнущую морской пеной, рыбой, капельками янтаря,
просмоленными рыбацкими лодками и жаркими кострами Яновой ночи. Но я, кажется, малость отвлекся на лирику, хотя без нее
в моем рассказе не обойтись. Дело в том, что в те годы страны Балтии играли в
СССР как бы роль своего маленького Запада, но не растленного, а вроде как бы
советского. И простой советский человек, лишенный возможности увидеть воочию,
как загнивает Запад, ехал в отпуск в Юрмалу, Палангу или Таллинн, чтобы в
какой-то мере приобщиться к ихней так называемой цивилизации. Туда же ехали и простые советские кинематографисты,
когда снимали фильмы из "западной жизни". Свидетелем и даже
участником одного такого наезда стал и ваш покорный слуга, когда Рижская
киностудия откомандировала меня консультантом, шутка сказать, съемочной
группы "Семнадцати мгновений весны". Да, сейчас мы смотрим этот
сериал как классику кино, а про его персонажей рассказываем анекдоты, но
тогда мы еще не подозревали о столь славном будущем: перед нами стояла рутинная задача встретить очередную
группу московских коллег во главе с режиссером Татьяной Лиозновой и подыскать
в старой Риге уголки, еще не заезженные другими кинематографистами и могущие
компенсировать натуральную недостачу Берлина и городов Швейцарии, где
происходило действие фильма. Сердечно простившись с фирменными проводницами
фирменного же поезда "Латвия" и водворившись в забронированные
номера отеля "Рига", московские гости в моем сопровождении тут же
отправились выбирать подходящий уголок Берна, где нашел свой конец профессор
Плейшнер. Такая спешка была вызвана тем, что Евгений Евстигнеев спешил на
гастроли, и съемки с его участием надо было уложить в первые же два-три дня.
Надо заметить, что Евгений Александрович был столь же замечательным актером, сколь и заядлым
курильщиком. Едва соскочив с подножки "Латвии", он побежал
в киоск, где закупил образцы всех сигарет Рижской табачной фабрики: и "Вецригу", и "Элиту", и даже
"Золотое руно". Ну и, разумеется, "Ригу", которая в те
годы выпускалась в твердых белых пачках с гербом Латвийской столицы. В таких
пачках было удобно хранить соль, перец, корицу, гвоздику, гвозди, скрепки и
кнопки. Впрочем, это опять лирическое отступление. - Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским
паспортом в столице Швейцарии курил "Беломор" фабрики имени
Урицкого? - пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если
хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит
"Рига". Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала
отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще. Оптимальное место для съемок мы отыскали довольно скоро
√ вблизи всемирно знаменитой Домской площади, на улочке Яуниела,
которую с тех пор иногда называют Блюменштрассе или даже Штирлицштрассе.
Некоторые сложности вызвало то, из какого окна должен выбрасываться Плейшнер,
чтобы это выглядело достаточно убедительно с эстетической точки зрения. Пока
главный оператор снимал ракурсы, я предложил на всякий случай подстелить под
окном соломки. - Не надо, - беспечно махнула рукой Татьяна Лиознова. -
Евгений Александрович только примет яд, а прыгать из окна будет каскадер. Оставив операторов и декораторов подготавливать сцену
последнего полета Плейшнера, я повел остальных в кофейницу "Коза",
где тусовалась Латвийская богема или, как теперь говорят, "творческая,
блин, интеллигенция - (тире!) люмпенизированная сволочь". Как обычно по
утрам, в "Козе" было весьма пустынно, если не считать моего ныне
знаменитого коллеги Яниса Стрейча, который задумчиво попивал пиво
"Сенчу" и обдумывал сценарий фильма "Театр". Так как Янис
был мне хронически должен пятьдесят копеек, то он попытался замаскироваться
под пиво, хотя в тот день мне было, разумеется, не до него и не до
полтинника. - Очень милый кабачок, - заметил сценарист Юлиан
Семенов после первой стопки бальзама. - А кстати, отчего у нас Штирлиц все
двенадцать серий куда-то спешит, без конца суетится, да еще с таким умным
видом? Отчего бы ему иногда не оттянуться за чашечкой кофе... - А и правда! - тут же ухватилась за мысль Татьяна
Лиознова. - Это утеплит образ советского разведчика, несущего свою нелегкую службу во вражеском логове, вдали от Родины и
семьи. Тут у меня возникло встречное предложение: - А зачем Штирлицу просто так сидеть и хлобыстать кофе
– почему бы не устроить ему свидание с женой, которую он не видел столько же
лет, сколько и далекую родину? - Дельная мысль, - согласилась режиссер. - Только
название не очень-то подходит. Значит, будем делать из козы слона. Как, Вячеслав Васильевич, - повернулась она к Тихонову, -
сможете вы сыграть Штирлица на свидании с супругой? Тихонов пробормотал что-то нечленораздельное - он был
занят нашей фирменной булочкой "Ваверите" с орешками. Так и родилась идея знаменитого эпизода свидания с
женой в кафе "Элефант", а бывший при этом композитор Микаэл
Таривердиев даже подошел к роялю и экспромтом исполнил свой знаменитый
музыкальный момент, под который Штирлиц совокуплялся взором с супругой. Одно
жаль - снималось это свидание не в "Козе". Кстати сказать, с Рижскими съемками "Семнадцати
мгновений весны" связан еще один забавный эпизод. По первоначальному
замыслу хозяйку птичьего магазинчика на Блюменштрассе, куда заглядывали и
Плейшнер, и Штирлиц, должна была играть Вия Артмане, однако по каким-то
причинам ее в это время не было в Риге. И когда встал вопрос о срочной
замене, Лиознова решила на ходу изменить пол персонажа и предложила эту роль
мне: - Товарищ Быдзанс, выручайте! Наверное, я принял бы это заманчивое предложение и тем
самым увековечился в мгновениях, но у меня была на примете другая, куда более
оптимальная кандидатура: неподалеку находился банно-прачечный комбинат
"Варавиксне", которым заведовал мой хороший знакомый Гунтис. По
счастью, он оказался на месте, то есть в родной химчистке, и после недолгих
уговоров с пристрастием согласился, хотя и с условием, что его загримируют до
малой узнаваемости. И эта предосторожность оказалась весьма кстати -кто же
мог знать, кем станет Гунтис лет двадцать спустя... (Президентом
некоей Латвийской Республики.) На следующий день я повез своих новых друзей в Юрмалу -
подыскивать загородный особняк для Штирлица. То есть внутренняя часть, где
Штирлиц бил по голове Холтоффа бутылкой, снималась в павильонах Мосфильма, а
вот внешний вид нам предстояло найти в Юрмале. (Кстати, еще один тест на
наблюдательность: если при очередном показе "Мгновений" по телевидению
вы внимательно приглядитесь, то увидите, что Холтоффу досталось по голове
бутылкой Рижского бальзама, которую Вячеслав Тихонов приобрел в память о той
незабвенной экспедиции). Хотя, конечно, основным пунктом на самом деле было
посещение знаменитого в те времена ресторана "Юрас Перле" –
настоящего островка загнивающего Запада в безбрежном море советской
действительности с видом на морской берег. Не желая ударить лицом в грязь, я заказал гостям
знатный обед в пределах выделенной сметы: молочный суп с клецками, картошку с
селедкой, селедку же "под шубой" и на закуску хлебный суп с
взбитыми сливками - лучшие достижения латвийской кухни. Ну и крепкие напитки
сверх сметы, то есть за счет самих заказчиков. В зале "Юрас Перле", как в наиболее злачных
кафешантанах распутного Парижа, играл небольшой оркестрик, а за роялем солировал скромно одетый темноволосый молодой человек.
Едва мы появились, он приветливо помахал мне рукой. - Вы знакомы? - спросил меня Юлиан Семенов, когда мы
уселись за стол и в ожидании чудес кулинарии и для аппетиту приняли по бокалу
"Рижского оригинального". - Ну разумеется! -- не без гордости ответил я. - Вы не
думайте, что раз человек за еду играет в ресторане, то он больше ни на что не
годится. Я вот даже приглашал Раймонда написать музыку для своего фильма
"Едя на рафике в сказку", да вот незадача - руководство не
утвердило сценарий, а то бы "Оскар" был обеспечен... Что поделаешь,
если руководить искусством ставят невежд, ничего не смыслящих в высоких
искусствах. Впрочем, я, кажется, снова отвлекся. Это бывает, когда
вдаешься в воспоминания. А еще я воспоминаю, что едва мы приступили к
трапезе, как Раймонд будто бы нарочно заиграл мелодию, которая впоследствии
стала любимой песней про желтые листья, всесоюзно исполняемой дуэтами Вилцане/Гринбергс
и Бумбиере/Лапченокс. Попутно замечу, что эта песня шла лейтмотивом в моем
несостоявшемся оскарообразном шедевре. Однако не будем о грустном, а вернемся
к нашему обеду. - А ведь этот парень далеко пойдет, - прослушав
"Желтые листья", проницательно заметил Микаэл Таривердиев и при
этом незаметно подлил в "Оригинальное" рюмочку
кофейного ликера "Мокка".
Татьяна Лиознова лишь что-то промычала, не в силах оторваться от
молочного супа. И тут на помост выбежала стайка высоких стройных
девушек в белых платьицах и широкополых красных шляпах с белыми пятнышками. - Неужели они будут показывать стриптиз? - возмутился
Тихонов. - Конечно, запад западом, но это уж слишком! - Ха, размечтался, - ехидно усмехнулась Лиознова. Однако вместо стриптиза девушки запели песенку про мухоморы, отчего Юлиан
Семенович едва не поперхнулся грибным соусом. Но девушку, солирующую в
мухоморной песенке, позже мы встречали и на вернисаже, и на улице Пикадилли,
и в самом высоком сообществе. И хотя ресторан "Юрас Перле" более в
природе не существует, в нашем сознании он надолго останется кузницей
музыкальных кадров в масштабе всего Союза, который тоже существует скорее в
сознании, чем в природе. Зато и "Семнадцать мгновений весны"
остаются и, надеюсь, долго еще останутся той вершиной кинематографического
искусства, штурмуя стеклянный склон которой еще немало жрецов "десятой
музы" набьют себе синяков и шишек. Я же могу гордиться тем, что внес
малую лепту в создание этого замечательного фильма и способствовал
взаимопроникновению двух замечательных культур. |