Эгил Белшевиц

ОТВЕТ НА ФОРУМЕ АВИГДОРА ЭСКИНА ОБ ИСТОРИИ ЛАТЫШСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Авигдору: про культуру - есть вопрос о том, что считать доказанным. Имеются латышские пиктограммы тысячелетнего возраста, которые кое-кто считает доказательством латышского письма и вроде расшифровал на базе народных орнаментов - которые действительно сильно напоминают письмо, судя по их старым обозначениям. Но я позволю себе считать, что всё это притянуто за уши. В любом случае, если кто и пытался писать этими пиктограммами, то одни волхвы (криивы), а не простонародье. Символику же цепи орнаментов можно счесть стихами, но опять же - небесспорно. Правда, латыши в прошлые века отличались такой ненормальной склонностью к песнопению и сочинению, что попытку записи стихов путём стилизованных рисунков нельзя совсем скинуть со счета.

Официально же доказанным считается, что первая книга на латышском - конечно, библия - была издана в 1525. в Германии лютеранами, но католики перехватили и уничтожили тираж на границе. К середине века лютеране уже издали несколько книг религиозного содержания. До этого имелись лишь отдельные записи на разных латышских диалектах, либо религиозные, либо деловые. Использовался немецкий шрифт. Язык первых книг был уродлив, поскольку писали или переводили их чаще всего немецкие пастора, более-менее научившиеся языку самоучением. Кроме того, грамотность была очень низкой и практически эти книги были лишь помощю священникам. В 17. веке язык книг стал более хорошим, появились словари, художественные попытки - но опять же, немцами либо онемеченными латышами. К концу 17. века резко возросла грамотность, появились латышские авторы. Процесс лет на сто застопорился после Северной войны (если кому-то преступления второй мировой кажутся дикими, почитайте про эту войну в Латвии), но потом народ восстановился и снова пошло развитие. Массовой же литература, в том числе художественная, стала только в середине 19. века. (Собственно, как и в России.)

На практике же вся культура - а она была - была устной. Эпос "Лачплесис" - это лишь сборник мифов, обработанных в 19. веке в единое целое, но функции воспитания и образования исполняли... народные песни. Созданы они почти все в 9.-17. веках, и сохранившееся количество просто убойное - более миллиона, и это при том, что их стали записывать только в конце 19. века. Они просто вьелись нам в душу, включая и тех, кто, как я, очень плохо разбираются в жанре и наизусть помнят хорошо если несколько десятков (это жалкий показатель даже по совремённым меркам). Народные песни сформировали образ мышления, который то и дело прорывается наружу - так, такие слова как "солнце", "бог", "брат", да вообще существительные в обычной форме чаще всего не используються, вместо них идут уменьшительные формы - "солнышко", "боженька", "братик"... Куча эвфемизмов, например, стая волков - "божьи собачки" (причём речь отнюдь не о юдейско-христианском боге - фактически, латыши никогда и не были христианами, да и сейчас ими в массе своей не являются). Собственно, в этом - и наша философия. Всё остальное - просто пристройки. Даже если самого здания не всегда видно, всё равно оно является определяющим, поскольку вся остальная культура выросла на этом.

Своё богословие - это Вы о христианской? Хорошего - никогда не было, а плохим не интересовался. Имеется разработка якобы древней языческой религии, сделанной в начале 20. века ("дйевтуриба"), но это религия 20. века и имеет чисто культурную, а не религиозную ценность.

Музыка тут была ещё в неолите, остались инструменты, но латышей тогда на свете ещё не было. Совэнциклопедия уверяет, что основным видом музыки колективное песнопение здесь стало в середине 2. тысячелетия до нашей эры, но убейте не представляю, по чему они это определили! Когда тут появились первые люди, умеющие писать и описывать увиденное, т.е. к 10. веку, тогда они нашли тут высокоразвитую певческую культуру с разнообразными, но для того времени в Европе уже низкокачественными инструментами. Впрочем, музыка для нас в основном играла роль сопровождения. (Видимо, поэтому латыши так хорошо принимают русскую "бардовскую" песню, хотя у нас традиция поэта-певца не развита.)

Анне: если честно, практически все наши языческие традиции - общеиндоевропейские, с некоторым местным колоритом. Просто у нас это не успели прикончить - и Ивана Купала, и масленицу, и всё остальное. Языческая же религия мало чем отличалась от других лесных народов. Кельтов, например. Конечно, можно считать её оригинальной, как и русскую, но на практике... хоть многие латыши ещё в 19. веку вешали подношения в свящённых рощах, древние верования к тому времени перемешались с христианскими рассказами и создали эклектическую путаницу. Мы ещё ухитрились ввести переделанного христианского Боженьку в управляющие языческим пантеоном, а христиане в свою очередь языческую богиню Мару обьявили девой Марией и запутали вопрос окончательно как для тех, так и для других.

Сайт управляется системой uCoz