Александр Гурин

СЕКРЕТЫ ЛИГО
Подлинные и мифические традиции праздника

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Один раз за лето ночью по всей Латвии горят костры, звучат народные мелодии, съедается огромное количество Янова сыра. И как-то забылось, что сто лет назад гуляли до упаду два вечера подряд. При этом пиво лилось рекой, наряду с венками использовались цветы в горшках, а Янов сыр и пирожки со шпеком вовсе не считались каким-то непременным атрибутом торжеств. К тому же, если ныне очень многие рижане едут веселиться за город, то до революции горожанину вовсе не было необходимости ехать в деревню, чтобы хорошо повеселиться.

Гульба на набережной

Несколько лет назад автору этих строк довелось побеседовать с одним из высокопоставленных рижских начальников. Речь зашла о празднике Лиго. Поинтересовался: не мечтает ли он организовать в столице такое празднование, чтоб со всей страны сюда съезжался народ. Высокопоставленное лицо восприняло вопрос с недоумением: мол, Лиго традиционно семейный праздник, многие горожане на хутора и дачи поедут.

Увы, традиции быстро забываются, сегодня мало кто знает: более ста лет назад в Риге июньские празднества отмечали на улицах и площадях при огромном скоплении народа. Почитаем, что писал “Рижский вестник” немногим более ста лет назад - в 1895 году: “На Двинском рынке распевали “Лиго-Янь", имея на голове новый или травяной венок, придающий им первобытный вид. Зеленью убираются дома… народ стекался к Даугаве уже в два часа”. А вот что происходило на набережной Даугавы вечером. “Суда засветили свои лампочки, стали жечь бенгальские огни и всевозможные фейерверки. Получилась необычно эффектная и грандиозная картина. Ракеты пускали за ракетами: каждая из них вызывала восторги и восклицания многотысячной толпы. Самую большую сенсацию в толпе произвел воздушный шар, пущенный с одного парохода. На набережной и на мосту, где буквально яблоку негде было упасть, царило праздничное настроение. И мужчины, и женщины имели на голове и в руках венки, букеты, цветы в горшках и просто пучки трав, часто пахучих... Гулянье продолжалось до глубокой ночи”.

Массово отмечать праздник на набережной Даугавы рижане стали еще в XVIII столетии. Впрочем, в первой половине XIX века в городе появилось еще одно любимое место для для летнего праздника. Причем весьма необычное.

Сотни лет назад рижане были людьми весьма практичными: в мирное время башни Рижской крепости приспособили под склады для товаров, а крепостной вал стал излюбленным местом для прогулок. И не удивительно: вал был широк (более 30 метров), высок - с него можно было увидеть всю Ригу, а воздух здесь был свежее, чем в городе. Да вот незадача: совершать моцион тут разрешалось только знати. Но в 1825 году генерал-губернатор Керн (супруг знаменитой Анны Петровны Керн) разрешил отмечать на валах Лиго всем желающим. Здесь начали жечь костры и петь народные песни.

Однако во второй половине ХIX столетия валы срыли и массовое гулянье вновь вернулось на набережную Даугавы. Сто лет назад в центре столицы веселились с размахом: к вечеру окраины пустели, у реки собирались десятки тысяч человек, звучала музыка, устраивался грандиозный фейерверк… По реке плыли сотни иллюминированных пароходов и лодок. Генерал-губернатор и другие назначенные российским императором высокопоставленные лица веселились вместе с народом. К примеру, в 1903 году лифляндский губернатор Пашков раскошелился и на собственные деньги арендовал пароход, с палубы которого и приветствовал собравшихся на набережной Янисов и Иванов.

Вечер трав

Что существенно: гулянье, о котором рассказывал в 1895 году “Рижский вестник”, происходило вовсе не в вечер Лиго! Оно состоялось 22 июня - в Травяной вечер. Ныне даже не все знают, что это такое.

Между тем, сто лет назад Травяной день играл в жизни рижан более значительную роль, нежели сам праздник Лиго. По той простой причине, что гулянье 23 июня многими быстро забывалось, а вот Травяной день давал возможность лечиться или пить крепкие алкогольные напитки целый год.

Сто лет назад 22 июня ранним утром в город въезжали тысячи возов с травами и кореньями. Чуть ли не каждый рижанин спешил на Двинский рынок на набережной Даугавы, чтобы запастись ими. И отнюдь не только для того, чтобы на вечер Лиго устраивать травяные бои (была такая традиция - схлестываться пучками трав).

На травяном базаре продавалось множество лекарственных трав, растения, необходимые для производства алкоголя. Рижский завод по производству бальзама оптом скупал десятки возов с травами. Процветало и индивидуальное производство: рижане заготавливали на зиму разного рода алкогольные наливки и настойки, полезные при болезнях сердца, почек, печени, желудочно-кишечных заболеваний… Уточним, в Риге имелись богатейшие традиции целебного пития: еще в Средние века полки аптек были уставлены сосудами с крепкими напитками и горожане нередко заходили сюда пропустить стаканчик (в лечебных целях, разумеется). Что касается рижского бальзама, то помимо традиционного рецепта, используемого в промышленности, в Риге в то время существовало немало домашних рецептов. И еще неизвестно, был ли заводской бальзам самым лучшим.

Кушай миногу иль рябчиков жуй…

К полудню травы заканчивались, и около тысячи продавцов ставили на прилавки праздничную снедь. Тогдашняя дешевизна ныне вызывает изумление. “Особенно сильная давка была в рыбных рядах”. Здесь отоваривались те, кому не по карману были рябчики по 50 копеек птичка. Рыбная дешевизна была удивительной! Достаточная для семейного ужина щука стоила всего 25 копеек, 2 угря - 15 сантимов, больших раков предлагали по 5 (не рублей, как декларировал через много лет актер Карцев), а копеек…

Бутылка хорошего пива стоила 5 копеек. Но не следует представлять Лиго минувших веков как чисто пивной праздник. Историки народного быта утверждают: в доливонский период пили прежде всего хмельной мед. Был он крепок, но голова на следующее утро не болела. В XVIII столетии Гарлиб Меркель описывая празднование Лиго в одном из лифляндских имений, записал: крестьяне дарили помещику цветы и венки, а он повелел выкатить бочку вина. В начале ХХ века русские рижане любили на Лиго хорошо посидеть в трактире неподалеку от Даугавы. Естественно, не обходилось без рюмки водки. Другое дело, что пить умели и, употребив спиртное, не буянили. “Рижский вестник” так описывал гулянье на столичной набережной в 1895 году: “Повсюду был соблюден образцовый порядок, хотя полицейские чины совершенно терялись в этой огромной массе”.

Неверен миф о том, будто на Лиго блюли диету, позволяя себе лишь не очень высокой степени жирности Янов сыр да пирожки со шпеком. (Видимо, по принципу: ночью много есть вредно). В независимой Латвии поэт и журналист Янис Судрабкалнс описывал, что везли с собой горожане, отправляясь на Лиго в деревню к родственникам: жареных кур, конфеты - словом, все что душа желает, а кошелек позволяет.

Что касается русских, Лиго не обходилось без традиционного самовара. Как и Травяной вечер, Лиго отмечали “коллективно”. Но уже не только на набережной, а в самых разных местах. Русские общественные организации любили погулять в лесу в Шмерли и на берегу Кишозера. Вот как это происходило сто лет назад. С утра 23 июня на берег озера устремлялись торговцы сластями. Русские общества - “Знамя”, русская ремесленная артель, организация взаимного кредита и другие - приплывали на пароходах каждое с собственным знаменем и со своим хором. Всего на берегу до позднего вечера веселились тысячи людей. Играли граммофоны, шарманки, скрипки, гитары, для русских рижан выступали духовые оркестры. И, разумеется, шумели кипящие самовары: какое же Лиго без крепкого… чая.

Словом, праздновали Травяной вечер и Лиго кто как кому нравится…

Сайт управляется системой uCoz