Александр Гурин
СЕКРЕТЫ ЛИГО
Главная |
Один раз за лето ночью по всей Латвии горят костры, звучат народные мелодии, съедается огромное количество Янова сыра. И как-то забылось, что сто лет назад гуляли до упаду два вечера подряд. При этом пиво лилось рекой, наряду с венками использовались цветы в горшках, а Янов сыр и пирожки со шпеком вовсе не считались каким-то непременным атрибутом торжеств. К тому же, если ныне очень многие рижане едут веселиться за город, то до революции горожанину вовсе не было необходимости ехать в деревню, чтобы хорошо повеселиться. Гульба на набережной Несколько лет назад автору этих строк довелось побеседовать с одним из высокопоставленных рижских начальников. Речь зашла о празднике Лиго. Поинтересовался: не мечтает ли он организовать в столице такое празднование, чтоб со всей страны сюда съезжался народ. Высокопоставленное лицо восприняло вопрос с недоумением: мол, Лиго традиционно семейный праздник, многие горожане на хутора и дачи поедут. Увы, традиции быстро забываются, сегодня мало кто знает: более ста лет назад в Риге июньские празднества отмечали на улицах и площадях при огромном скоплении народа. Почитаем, что писал “Рижский вестник” немногим более ста лет назад - в 1895 году: “ На Двинском рынке распевали “Лиго-Янь", имея на голове новый или травяной венок, придающий им первобытный вид. Зеленью убираются дома… народ стекался к Даугаве уже в два часа”. А вот что происходило на набережной Даугавы вечером. “Суда засветили свои лампочки, стали жечь бенгальские огни и всевозможные фейерверки. Получилась необычно эффектная и грандиозная картина. Ракеты пускали за ракетами: каждая из них вызывала восторги и восклицания многотысячной толпы. Самую большую сенсацию в толпе произвел воздушный шар, пущенный с одного парохода. На набережной и на мосту, где буквально яблоку негде было упасть, царило праздничное настроение. И мужчины, и женщины имели на голове и в руках венки, букеты, цветы в горшках и просто пучки трав, часто пахучих... Гулянье продолжалось до глубокой ночи”.Массово отмечать праздник на набережной Даугавы рижане стали еще в XVIII столетии. Впрочем, в первой половине XIX века в городе появилось еще одно любимое место для для летнего праздника. Причем весьма необычное. Сотни лет назад рижане были людьми весьма практичными: в мирное время башни Рижской крепости приспособили под склады для товаров, а крепостной вал стал излюбленным местом для прогулок. И не удивительно: вал был широк (более 30 метров), высок - с него можно было увидеть всю Ригу, а воздух здесь был свежее, чем в городе. Да вот незадача: совершать моцион тут разрешалось только знати. Но в 1825 году генерал-губернатор Керн (супруг знаменитой Анны Петровны Керн) разрешил отмечать на валах Лиго всем желающим. Здесь начали жечь костры и петь народные песни. Однако во второй половине ХIX столетия валы срыли и массовое гулянье вновь вернулось на набережную Даугавы. Сто лет назад в центре столицы веселились с размахом: к вечеру окраины пустели, у реки собирались десятки тысяч человек, звучала музыка, устраивался грандиозный фейерверк… По реке плыли сотни иллюминированных пароходов и лодок. Генерал-губернатор и другие назначенные российским императором высокопоставленные лица веселились вместе с народом. К примеру, в 1903 году лифляндский губернатор Пашков раскошелился и на собственные деньги арендовал пароход, с палубы которого и приветствовал собравшихся на набережной Янисов и Иванов. Вечер трав Что существенно: гулянье, о котором рассказывал в 1895 году “Рижский вестник”, происходило вовсе не в вечер Лиго! Оно состоялось 22 июня - в Травяной вечер. Ныне даже не все знают, что это такое. Между тем, сто лет назад Травяной день играл в жизни рижан более значительную роль, нежели сам праздник Лиго. По той простой причине, что гулянье 23 июня многими быстро забывалось, а вот Травяной день давал возможность лечиться или пить крепкие алкогольные напитки целый год. Сто лет назад 22 июня ранним утром в город въезжали тысячи возов с травами и кореньями. Чуть ли не каждый рижанин спешил на Двинский рынок на набережной Даугавы, чтобы запастись ими. И отнюдь не только для того, чтобы на вечер Лиго устраивать травяные бои (была такая традиция - схлестываться пучками трав). На травяном базаре продавалось множество лекарственных трав, растения, необходимые для производства алкоголя. Рижский завод по производству бальзама оптом скупал десятки возов с травами. Процветало и индивидуальное производство: рижане заготавливали на зиму разного рода алкогольные наливки и настойки, полезные при болезнях сердца, почек, печени, желудочно-кишечных заболеваний… Уточним, в Риге имелись богатейшие традиции целебного пития: еще в Средние века полки аптек были уставлены сосудами с крепкими напитками и горожане нередко заходили сюда пропустить стаканчик (в лечебных целях, разумеется). Что касается рижского бальзама, то помимо традиционного рецепта, используемого в промышленности, в Риге в то время существовало немало домашних рецептов. И еще неизвестно, был ли заводской бальзам самым лучшим. Кушай миногу иль рябчиков жуй… К полудню травы заканчивались, и около тысячи продавцов ставили на прилавки праздничную снедь. Тогдашняя дешевизна ныне вызывает изумление. “Особенно сильная давка была в рыбных рядах”. Здесь отоваривались те, кому не по карману были рябчики по 50 копеек птичка. Рыбная дешевизна была удивительной! Достаточная для семейного ужина щука стоила всего 25 копеек, 2 угря - 15 сантимов, больших раков предлагали по 5 (не рублей, как декларировал через много лет актер Карцев), а копеек… Бутылка хорошего пива стоила 5 копеек. Но не следует представлять Лиго минувших веков как чисто пивной праздник. Историки народного быта утверждают: в доливонский период пили прежде всего хмельной мед. Был он крепок, но голова на следующее утро не болела. В XVIII столетии Гарлиб Меркель описывая празднование Лиго в одном из лифляндских имений, записал: крестьяне дарили помещику цветы и венки, а он повелел выкатить бочку вина. В начале ХХ века русские рижане любили на Лиго хорошо посидеть в трактире неподалеку от Даугавы. Естественно, не обходилось без рюмки водки. Другое дело, что пить умели и, употребив спиртное, не буянили. “Рижский вестник” так описывал гулянье на столичной набережной в 1895 году : “Повсюду был соблюден образцовый порядок, хотя полицейские чины совершенно терялись в этой огромной массе”.Неверен миф о том, будто на Лиго блюли диету, позволяя себе лишь не очень высокой степени жирности Янов сыр да пирожки со шпеком. (Видимо, по принципу: ночью много есть вредно). В независимой Латвии поэт и журналист Янис Судрабкалнс описывал, что везли с собой горожане, отправляясь на Лиго в деревню к родственникам: жареных кур, конфеты - словом, все что душа желает, а кошелек позволяет. Что касается русских, Лиго не обходилось без традиционного самовара. Как и Травяной вечер, Лиго отмечали “коллективно”. Но уже не только на набережной, а в самых разных местах. Русские общественные организации любили погулять в лесу в Шмерли и на берегу Кишозера. Вот как это происходило сто лет назад. С утра 23 июня на берег озера устремлялись торговцы сластями. Русские общества - “Знамя”, русская ремесленная артель, организация взаимного кредита и другие - приплывали на пароходах каждое с собственным знаменем и со своим хором. Всего на берегу до позднего вечера веселились тысячи людей. Играли граммофоны, шарманки, скрипки, гитары, для русских рижан выступали духовые оркестры. И, разумеется, шумели кипящие самовары: какое же Лиго без крепкого… чая. Словом, праздновали Травяной вечер и Лиго кто как кому нравится… |