Эгил Белшевиц

ЕВРЕИ В ЛАТВИИ

Статья составлена, в основном, по материалам книги Лео Дрибына «История еврейской общины Латвии», но использованы и другие материалы.

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Никаких сведений о наличии евреев в древней Латвии нет, и можно полагать, что их там и не было. После прихода крестоносцев отдельные евреи появлялись, несмотря на враждебное отношение к ним крестоносцев и недружественное – торговцев-конкурентов. Ещё в 1561. Орден, заключая договор о капитуляции с Польшей и Литвой, специально оговорил, что на территории Лывонии не будут в силе нормы законов Польши и Литвы, благоприятные для евреев. Им запрещалось вести торговлю и собирать таможенные и налоговые платежи.

Однако в Курляндии положение было иным. Епископ Курляндии Иоганн фон Мюнхаузен стал сзывать еврейских торговцев к себе, и в городке Пилтэнэ образовалась первая еврейская община в Латвии. Сперва под владычеством Дании, потом Польши это была автономная область, где евреи имели свои привилегии до 1717. года. Еврейские торговцы из Пруссии также закупали янтарь в окрестностях Лйепааи.

Особо въезд евреев поддерживал курляндский герцог Екаб (Яков), доверивший им сбор налогов. Его потомок Фридрих Казимир практически передал все денежные функции государства евреям, что вызвало резкое противодействие немецкого ландтага. Герцогу приходилось уступать; так, в Курляндии запретили строить синагоги и еврейские кладбища. Умерших евреев пришлось везти хоронить в Литву. В начале 18. века эти правила стали допускать исключений.

В Латгалии первые евреи появились в 16. веке. Это были беженцы с России, поселившиеся в районе Краславы. В середине 17. века в Латгалию появилось большое число беженцев с Украины и Белоруссии, где проходили кровавые еврейские погромы. Польские власти отнеслись к ним благосклонно, но курляндцы этих беженцев к себе пропускать не стали, поскольку эти евреи были беднее и малообразованне западных. К концу 17. века в Латгалии постоянно жило около 2 тысяч евреев, в Даугавпилс и Краславе образовались еврейские общины.

В середине 17 века в Риге постоянно торговали евреи с Польши и Литвы, Пруссии, Бранденбурга, Голландии. Рижский рат в 1638 определил для них место поселения, фактически – гетто в предместье (ныне угол Маскавас и Лачплеша), где рат позволил христианину Розену построить для евреев несколько гостиниц и дал ему право наказывать постояльцев палками, если они нарушат предписания рата. Вместе с тем рат запретил горожанам дать ночлег евреям. Гетто сгорело в Северной войне.

Северная война и её итоги принесли бедствия и евреям. Рига и Видземе в 1721. попали в подчинении России, Курляндия тоже всё больше зависело от неё, пока под давлением дворян добровольно не присоединилась к ней в 1795. Уже в 1714. герцог Фердинанд по требованию юдофобски настроенного дворянства приказал евреям уехать из страны или платить крупную сумму – талер за каждый день пребывания. Некоторый юмор в ситуации вносили многочисленные долги дворян евреям – у герцога не хватило наглости их списать, но выгонять заимодателя было нельзя. Выход нашли ещё более наглый: герцог велел дворянам этот долг платить в его кассу вместо заимодавца за его пребывание… В 40. годах 18. века присланные из России эмиссары добились-таки изгнания всех евреев из столицы Курляндии Елгавы. Непослушных били плетьми.

Ещё хуже было в Риге. Выжившие после осады, голода и чумы, они были изгнаны по приказу русского коменданта. Когда рат им вскоре позволил вернуться, они участвовали в восстановлении города. Екатерина 1 в 1727. издала указ об их изгнании, но рат, используя свою автономию, смог оставить хотя бы немецких евреев. Правда, им «настоятельно посоветовали» принять христианство и онемечиться, что и было исполнено. Елизавета Петровна запретила также въезд еврейским торговцам из Западной Европы. В городе остались только четыре самых удачливых еврейских торговца, плативших огромные налоги. Им губернатор Видземе пожаловал статус «охраняемых евреев».

Положение стало нормализоваться при Екатерине Второй. Она в 1764. отменила часть ограничений, велела в будущем заменить в русском языке слово «жид» на «еврей» . Через пару лет на нынешнем углу ул. Маскавас и Дзирнаву было дозволено на 6 недель приезжать еврейским купцам, там же была построена синагога. Нескольким евреям дозволили жить на территории нынешнего автовокзала. Один из них, Авраам Кунце, создал напиток, ныне известный под наименованием рижского бальзама. В 1785. Екатерина издала указ, разрешавший курляндским евреям торговать в Риге при формальном поселении их в Слоке (Юрмала). Так в Ригу вошло ещё несколько сот торговцев, самим зажиточным из которых дозволялось поселиться и вне еврейского квартала.

В Курляндии эту «новую экономическую политику» рьяно проводили герцог Эрнст Бирон и его сын Петр. Первый созвал в герцогство много еврейских предпринимателей и ремесленников из германских земель. Во второй половине 18. века в Курляндию приехало также много еврейских учителей и врачей, интегрировавшихся в немецкое общество, но сохранивших еврейские традиции. В Елгаве заработала еврейская школа, каждый десятый житель столицы к концу 18. века был евреем.

В Латгалии же в 18. веке евреи существовали вне остального общества, строго соблюдая свои религиозные нормы. Еврейские общины фактически управляли всеми отношениями своих членов с государством. Большинство из них были коробейниками и ремесленниками. Некоторые арендовали поместья польских шляхтичей и, стараясь выжать из них побольше, эксплуатировали крестьян жёстче соседских поместий, что создало негативное отношение к евреям. После присоединении Латгалии к России была проведено выдавливание евреев из сельской местности в города. В итоге к концу 18. века примерно половина горожан Латгалии была евреями, в т.ч. в Даугавпилс – 62%.

С начала 19. века политика русификации ударила и по евреям. Особо жёсткие меры были приняты в Латгалии. На евреев наложили больше налогов, запретили им самовольно менять место жительства. Многих мальчиков с 12-летнего возраста призвали в батальоны подготовки солдат, где их пытались обратить в православие. С 1844. года на них наложили налог за ношение традиционной одежды. За 30 лет Николай 1. издал боее 600 законов и декретов, регламентирующих жизнь евреев. В Курляндии же власти поощряли переселение евреев на юг России. Несколько сот по призыву правительства отправились в Западную Сибирь, но большинство из них умерло от холода и голода. Рижским евреям удалось добится права постоянных жителей, но без гражданских прав и без разрешения носить еврейскую одежду. В 1840. году открылась еврейская светская школа, в 1851. – синагога.

Под этим давлением повысился авторитет и влияние йудаистских религиозных общин, которые оказывали помощь бедным евреям и осуществляли духовную, юридическую и иную поддержку своим членам.

Уроком Крымской войны была необходимость модернизации страны, и для этого опять же понадобились евреи. Было отменено большинство ограничений, и с Польши, Литвы и Белоруссии в Латвию приехали много евреев. Особым спросом пользовались ремесленники. В 1881. году в Риге евреи составляли 8,4% населения, в Курляндии – 8,2%. Во многих мелких и средних городах евреи были крупнейшей этнической группой: так, в Тукумс в 1881. их было 46%, Бауске – 59%, Яунелгаве – 70%. Также еврейскими были города Латгалии – в конце 19 века в Даугавпилс евреев было 46%, в Реэзекнэ и Лудзе – 54% населения. Теперь уже евреи имели значительный вес не только в торговле и ремеслах, но и в банковском деле и образовании. Началось также политическое развитие евреев – в 1880. была основана организация сионистов в Даугавпилс.

Однако период благоприятствия был кратким. В 1881. убили царя Александра 3., а следующие уже не были такими человечными. В южной России начались еврейские погромы. Уже в 1882. были объявлены новые правила для евреев, по которым часть еврев были высланы из крупнейших городов Латвии. Это поощрило сионистов, и и в 90. годах начался выезд первых поселенцев в Палестину. Часть евреев примкнула к социалистам.

В конце 19. века в Латвию прибыли десятки тысяч евреев-беженцев от российских погромов, и такое их количество вызвало и проявления юдофобства, в первую очередь мотивированного хозяйственной конкуренцией и религиозными предрассудками. Младолатыши ставили евреев в пример, как малый народ может в тяжёлых условиях многого добиться; создающаяся латышская торговая буржуазия же призывала бойкотировать еврейские товары и не давать им равноправия.

Бедные евреи всё больше стали рассматривать социалистов как выразителей их требований, и когда рванула революция 1905. года, еврейские социалисты бросились в неё вместе с латышскими и русскими. В Даугавпилс большинство участников демонстраций и забастовок были евреями. Как и в Риге, были погибшие. Еврейские боевики наряду с латышскими участвовали в нападении на рижскую Центральную тюрьму для освобождения товарищей.

После подавления революции количество евреев в Латвии продолжало увеличиваться. В противовес юдофобски настроенной латышской консервативной буржуазии, либеральная латышская буржуазия активно сотрудничало с евреями в политических вопросах, например, при выборах в российскую Думу.

Первая мировая война жёстко ударила по латвийским евреям. В 1915. генералы русской армии обвинили евреев в своих неудачах, обвиняя их в сотрудничестве с немцами, и в апреле 1915. года главнокомандующий российской армией великий князь Николай Николаевич издал приказ о депортации евреев Курляндии и Литвы на внутренние области России. Из Курляндии увезли около 40 тысяч евреев, многие из которых умерли в пути. В местах поселения их тоже встретили враждебно. Спаслись лишь евреи Лйепааи и Айзпуте, потому что не нашлось вагонов для вывоза, а стремительная атака немцев почти тут же перерезала ж-д. Поэтому евреи встретили немцев как своих спасителей и освободителей. Латыши, в массе своей не поддержавшие антиеврейские акции, отнеслись к этому болезненно, так как рассматривали немцев как своих извечных врагов и охотно шли в стрелковые полки, чьей задачей была борьба с немцами.

Когда Народный Совет объявил о независимости Латвии, евреи отнеслись к этому настороженно, не доверяя способностям латышей управлять государством и учитывая, что реальная власть в то время принадлежала другим силам. Из них наибольшую поддержку сперва получило Советское правительство П.Стучки. Однако жёсткие меры «красных» против частной инициативы, красный террор, гонения на сионистов, увольнения евреев из самоуправлений вскоре это мнение изменило. Также и те евреи, кто решились поддержать немцев, быстро разочаровались в них из-за немецких жестокостей. Решительность же Временного правительства Улманыса в защите прав евреев сплотило большинство евреев вокруг неё и во время нападения на Ригу русско-немецких войск Бермонта сотни евреев в дополнение к тысяче мобилизованных добровольно вступили в латвийскую армию. Многие из них отличились в боях против бермонтовцев и коммунистов.Однако после войны снова негласно проявлялось старое мнение, что евреи непригодны для офицерских должностей. В итоге место евреев в латвийской армии снова была быть лишь пушечным мясом.

В Латвии 1920.-40. годов евреи составляли примерно 5% населения. Гражданство в 1920. году получили 77%, но к 1935. году гражданами Латвии было 92% евреев Латвии.Их количество несколько колебалось, так как часть уехала в США, Палестину и Биробиджан, часть же иммигрировала обратно из России, а в конце периода стали прибывать беженцы из захваченных Германией стран. В Риге к 1935. году евреи составляли 11% населения. Почти половина латвийских евреев в 1930. году работали в торговле, более четверти – в промышленности. Однако нельзя сказать, что все евреи были зажиточными - примерно 10% еврейских семей в 1935. году не могли свести концы с концами, получая помощь своих религиозных и других общин.

Богатая часть евреев играла огромную роль в хозяйственной жизни Латвии. Уже в 1924. в основанных евреями банках находилось 60% банковского капитала Латвии. Их связи на Западе во многом поддерживали вливание инвестиций, что в немалой степени определяло тогдашние экономические успехи Латвии. Средний доход еврея в 1933. превышал средний доход латыша в 1,8 раз, что отчасти объяснялось занятостью латышей в менее доходных сферах, например, в сельском хозяйстве.

Евреи проявляли большую активность в политической жизни Латвии, создавая национальные партии, единые только тогда, когда вопрос прямо касался евреев. Лидера одной из них (сионистсой «Мизрахи») М.Нурока президент страны Чаксте даже упомянул среди кандидатов на роль премьера. Среди самых бедных слоев евреев популярность имела также запрещённая Компартия Латвии, руководство которой было в Москве.

Во время первой латвийской независимости существовала широкая сеть еврейских школ. Начальные школы содержались в основном государством или самоуправлениями, тогда как еврейские средние школи принадлежали главным образом частным лицам или организациям. В вузах процент евреев составлял 9% до 1934. года, в котором после националистического переворота в некоторых факультетах была введена квота приёма евреев и число студентов – евреев упало до 7%.

Также значительным был вклад евреев в культурную жизнь, евреи добивались успехов в спорте и других сферах.

Вопреки легенде о прекрасных межнациональных отношениях в довоенной Латвии, было не столь уж мало этнического мордобоя. Крайне правые издавали свои юдофобские газеты и в 1925. бросили гранату в синагогу. К тому времени, правда, их популярность уже упала до ничтожной из-за хозяйственной стабилизации. Однако во время Великой депрессии опять кое-кому захотелось найти выновного у себя дома. Была основана латышская нацистская организация «Громовой крест», желавшая выдавить евреев из Латвии, в которой было около 2000 членов. В 1934. году «Громовой крест» был запрещён, но продолжал существовать нелегально.

Переворот Улманыса в мае 1934. не привёл к юдофобству как таковому, но попытки Улманыса унифицировать государство под маркой латышского госкапитализма, чтобы эффективнее противостоять сперва мировому кризису, а затем надвигающейся мировой войне, ограничили права всех нелатышей. Национализация предприятий, в том числе принадлежащих евреям, привела к уплыванию еврейского капитала на Запад. Были введены законы об образовании детей из смешанных семей только на латышском языке. Начались ограничения евреям в приёме на университеты. Вместе с тем, новые латвийские власти дружественно относились к сионизму и закрыли все юдофобские газеты. Руководителю «Громового креста» пришлось бежать из Латвии.

Однако юдофобские идеи и литературу стали распространять пронацистские немецкие организации. Против них уже режим Улманыса не смел выступить с той же жёсткостю. Более того, после захвата Судет Латвия перестала принимать новых еврейских беженцев. В таких условиях многие евреи стали надеяться на СССР, видя в нём единственного реального защитника от вероятной германской агрессии. Не симпатизируя коммунизму, большинство евреев рассматривало СССР как меньшее зло по сравнению с Германией. Тому способствовала и официальная пропаганда латвийских властей, очень дружественная к СССР и замалчивающая все неприглядные факты о нём.

Вторжение советских войск большинство евреев восприняло без восторга, но с облегчением. Левонастроенные же проявили большую колаборационистскую активность, но на самые верхи не были допущены. Тем не менее, их старания были очень заметны и позднее обошлись очень дорого всем латвийским евреям.

Организации сионистов никаких иллюзий не пытали и немедленно после вторжения стали создавать подпольную сеть. Они оказались правы – советские власти тут же стали закрывать еврейские общества и учебные заведения. Разгром был завершён весною 1941. года. Среди ликвидаторов было немало и левых евреев. Под руководством советского еврея Шустина были арестованы все видные политические деятели латвийских евреев, более тысячи было сослано в Сибирь. Примерно половина репрессированных евреев погибла.

Тем временем в Германии нацисты готовились к полному истреблению евреев, в том числе и в Латвии. Для этого создавались специальные группы. Руководитель проекта Гейдрих в июне 1941. дал им секретную инструкцию, в которой велел поддерживать и направлять любые антиеврейские и антикоммунистические действия, не давая им возможности потом ссылаться на какие-либо приказы или обещания. В Латвию явилась айнзацгрупа «А», руководимая Шталекером, состоящая из 990 подготовленных убийц для массовых расстрелов, и разделённая на группы (айнзац- и зондеркоманды) по 150 «человек» в каждой. С Германии группу сопровождали немцы - знатоки местных условий, эмигрировавшие в 1939. Они заранее установили связь с несколькими группами антикоммунистического сопротивления и членами «Громового креста», дав им «намёк» начать уничтожение евреев и коммунистов, не дожидаясь дальнейших инструкций. Важным аргументом в пользу таких действий была поддержка евреями советского вторжения, которое латыши расценивали как самый страшный год в своей истории.

Немецкое наступление было настолько быстрым, что лишь 15 тысячам евреев удалось сбежать в СССР, остальные 75 тысяч остались в руках немцев. Уже 29. июня нацисты стали формировать первый латышский вспомогательный отряд в Елгаве. Отряд, руководимый «громокрестовцем» Вагулансом, состоял из 200-300 человек и летом 1941. года участвовал в убийстве около 2000 евреев. Руководили расстрелами немецкие офицеры СД, участвовали эсесовцы айнзацгруппы. Вместе ими была спалёна синагога Елгавы.

После захвата Риги Шталекер с помощю местных колаборационистов организовал еврейский погром в столице. Прямым исполнителем был назначен «громокрестовец» В. Арайс. Он в свой отряд за 1941 год собрал примерно 300 человек, в основном латышей, среди которых оказался и один известный до того в Латвии человек – лётчик Х. Цукурс. Но уже начальный состав «команды Арайса» в начале июля стал арестовать и грабить рижских евреев, сжёг рижские синагоги и убил многих евреев. Убийцы Арайса выезжали в разные места Латвии, проводя там расстрелы. Участвовали в убийствах евреев и некоторые отряды латышской «самообороны». Разумеется, всеми расстрелами на оккупированной ими территории руководили немецкие офицеры, часто их проводили совместно немецкие и латышские или только немецкие части. Были и другие части, например, в Вентспилсском округе в расстрелах участвовало эстонское СД, для массовых расстрелов в Румбуле были «импортированы» стрелки из Украины.

В Даугавпилс действия по расстрелу управлялись сперва Эрлингером – руководителем айнзацкоманды 1b, при котором уже до 11. июля было убито 1150 человек, затем Хаманом, при котором были убиты остальные.

Я встречался также с утверждениями, что латыши в массовом порядке спешили прикончить евреев ещё до прихода немцев, но не обнаружил никаких подтверждающих это исторических фактов, поэтому до получения таковых намерен считать это легендой. Наоборот, в исторических музеях и архивах содержится информация, что для организации местных отрядов убийц требовалось значительное время уже после установления немецкой власти – не менее недели. Только в Риге это удалось быстрей благодаря загодя проделанной работе.

Уже к октябрю 1941. была убита почти половина из оставшихся в руках немцев латвийских евреев. Остальные подвергались жестокой дискриминации и ограблению – возможность последнего и привлекало многих деклассированных элементов в «команду Арайса». Однако гражданское управление Остланда в лице Лозе считало, что евреев надо использовать как рабскую силу, а не уничтожать, и сумело убедить в этом Берлин. Для этого в Риге было создано еврейское гетто. В гетто была создана еврейская полиция со стеками, оно было ограждено колючей проволокой и вокруг поставлена охрана из латышских полицейских. Условия в гетто были тяжёлыми, но создавали иллюзию выживания. Аналогичное гетто было создано в Даугавпилс, где условия были ещё хуже. В Лйепаае – несколько лучше.

В ноябре 1941. Гиммлер отдал приказ о строительстве на территории Остланда (включавшего Прибалтику и Белоруссию) большого концлагеря для евреев для их использования и постепенного уничтожения. Для удобства место было избрано близ столицы Остланда – Риги, у местечка Саласпилс. В конце ноября из рижского гетто отобрали самых трудоспособных, а остальных угнали на расстрел, в котором участвовала и «команда Арайса». Аналогичные расстрелы происходили и в других гетто.

Общее количество латышей, расстреливавших евреев в 1941.-42., не достигало и 500, плюс примерно 2000 человек, не участвовавших в расстрелах прямо, однако возможность пограбить приводило в СД новых и новых людей – и в 1943. В латышском СД было уже 1200 человек, совершавших убийства не только в Латвии, но и в Белоруссии. Большинство латышей относились к этим людям с отвращением и страхом. Вместе с тем, мало кто смел укрывать у себя евреев. В музее «Евреи в Латвии» к 2001. году было зафиксировано 220 случаев спасения с участием более 400 человек, но это малая часть – многие и спасаемые и спасатели за 50 лет безвестно умерли, поскольку в советское время было весьма рискованно попасть в спасатели евреев. Кроме того, в примерно сотне случаев известно лишь имя спасённого.

Однако план великой фабрики смерти Остланда остался в основном на бумаге. В Латвию привезли на уничтожение «лишь» 22 тысяч евреев из Восточной Европы. Более важным местом был признан расположенный у силезских шахт Освенцим. Вместо одного огромного лагеря в Латвии было создано несколько мелких. При приближении советских войск евреев перевели в концлагеря Польши и Германии, где из-за более тяжёлых условий, чем здесь, свой конец нашли немало оставшихся до того в живых латвийских евреев.

После войны в Латвию возвратилось примерно 14 тысяч евреев – граждан Латвии и их потомков, больше всего из СССР. С лета 1945. года в Латвию стали прибывать советские евреи по разным причинам: часть была прислана строить нужные для СССР заводы, часть бежали от голода и разрухи, царивших в СССР, часть бежала от роста юдофобства, культивируемого Сталиным в СССР. В Латвии была большая терпимость к евреям и недружественное отношение к великорусскому шовинизму. Поэтому количество евреев в Латвии опять быстро росло, несмотря на очередную волну арестов и депортаций в 1949. В 1959. в Риге жило уже 30 тысяч евреев (5% населения). Половина из них своим родным языком считала русский, почти столько же – идиш. Однако, антипатии советских властей к евреям чувствовались и здесь. Практически никакая еврейская национальная жизнь не допускалась, и послушные Москве местные власти исполняли приказы о борьбе с сионизмом и русификации евреев. (Последний драматический коллектив евреев закрыли в 1967. … в наказание евреям за то, что они побили арабов в Шестидневной войне.) Арестовывали евреев, занимавшимся сомнительными делами, типа изучения идиша, связей с Еврейским Антифашистским комитетом или собирания сведений о рижском гетто.

После 1967. произошёл всплеск еврейского самосознания, а ответная советская антиеврейская кампания тем более возбудила желание убраться из СССР в Израиль, Америку или хоть к чёртовой бабушке, лишь бы подальше от Советской власти. Началась сперва стихийная, а затем организованная работа по национальному образованию и попыток добиться выезда. Более 40% еврейских жалоб из СССР приходило из Риги.

В 1968. еврей Илья Рипс совершил попытку самосожжения у памятника Свободы, так протестуя как против советской инвазии в Чехословакию, так и против продолжающейся оккупации Латвии и подавление еврейских национальных стремлений.

Аресты и репресси помогали мало. С 1968. по 1980 из Латвии в Израиль и Запад выехало более 16 тысяч евреев, большинство из них были родившимся в Латвии. В 1989 в Латвии осталось лишь 23 тысяч евреев.

Латышская борьба за воостановление независимости разделила и еврейское общество. Часть встали на марксистский путь, стали активистами Интерфронта и ЗаПЧЕЛ, чтобы противодействовать латышскому – а заодно и еврейскому – буржуазному национализму. Эта часть никогда не отделяла себя от советского народа и, являясь евреями по крови, на практике принадлежит к советской национальности, не желая иметь ничего общего с евреями как таковыми. Очень небольшая часть выбрала обратный путь – тотальную латышизацию. Большая часть вообще не обращает внимания на национальный вопрос, благо в совремённой Латвии это возможно. Но и собственно еврейская часть разделилась на две позиции – на «пусть латыши делают как хотят, мы сами по себе и если очень не понравится, то уедем» и на «латыши были нашими товарищами по борьбе за общие права, но сейчас могли бы на нас обращать побольше внимания». Эта последняя позиция характерна в основном для старых граждан Латвии, тогда как первая – для приезжих из СССР и их потомков. Собственных партий евреи не образовывают, не видя необходимости как-то специально защищать еврейские интересы, и действуют почти во всех основных партиях страны самых разных позиций.

В октябре 1988. в Риге состоялся 1. Съезд евреев Латвии, поддержавший курс Народного Фронта на независимость. В следующем месяце было образовано Общество еврейской культуры Латвии. Однако это была позиция активных евреев. Большинство евреев не знало латышского языка (73% в 1989.) и тем самим не имели возможности разобраться в происходящих в Латвии процессах. Чтобы несколько помочь делу, в Риге была открыта еврейская средняя школа – в то время единственная на территории СССР.

После воостановления независимости немедленно начались официальные контакты Латвии с Израилем, причём в заявлении о признании Израиля латвийский Верховный Совет особо отметил то «мужество и героизм, с каким народ Израиля защищал независимость своей страны». Выезд в Израиль стал простым, и многие евреи этим воспользовались – примерно половина евреев Латвии выехала в Израиль. Причинами тому были более высокий уровень жизни, желание жить среди своих, а для некоторых и более экзотические причины, такие как уверенность, что как только латыши получат независимость, так станут резать евреев, или наоборот - желание повоевать.

В настоящее время в Латвии осталось примерно 10 тысяч евреев, 80% из них живут в Риге. В 1995. году, когда принимали закон о гражданстве, гражданами Латвии были 45% евреев Латвии, в 2001. – 61%. Сейчас, когда гражданство получить проще, чем добиться разрешения на постройку сортира в сельском дворе, практически каждый, кто счёл это нужным, гражданство Латвии уже получил. В 1996. году латышским языком владело 43% евреев, в 2000 – более 68%.

Евреи снова стали одной из самых богатых групп населения, однако это говорит лишь о процентуально более высоком числе среди них богачей, а не о уровне жизни простого еврея.Во многом это вызвано возвратом евреям довоенной собственности их или их предков.

Юдофобство в Латвии существует и сейчас, однако на фоне латышефобства, русофобства, цыганофобства, хохлофобства и латтелекомофобства его не так просто заметить. Честно говоря, никому до евреев сейчас нет дела, за исключением редких идиотов. Так, в Риге пару раз были устроены взрывы у синагоги явно в демонстрационных, а не в разрушительных целях (такие же «демонстрационные взрывы» устраивались и в других местах, например, близ российского посольства, и поскольку единственным их результатом был подрыв престижа Латвии, а это выгодно только одной стране мира, угадайте с трёх раз, кого в этом подозревает Ваш покорный слуга). В Даугавпилс за нехваткой латышей русские не раз устроили хулиганские выходки на еврейском кладбище. Иногда юдофобские надписи появляются и в иных местах. Иногда их авторов удаётся поймать,- это всегда оказываются молодыми дурнями, которые не имеют ни фашистских, ни каких-либо других политических взглядов, а желают лишь совершить какой-то яркий – в их представлении – поступок. Но чаще всего никого поймать не удаётся, так как у нас всё же не полицейское государство. У одной стены синагоги поставили мента, но это годится против дураков, а не против профессионалов – в Латвии последних нет, но приехать у них нет проблем. Имеются и газеты, среди прочих статей печатающей и юдофобские, но тираж их такой, что я уж не знаю, за счёт кого они держатся. Зато в городах Латвии широко распространяется российская юдофобская пресса, поэтому русскоязычная часть общества настроена к евреям заметно хуже, чем латышская.

3.07.2004.

Сайт управляется системой uCoz