ЗАЧЕМ МЫ ГОВОРИМ С РОССИЕЙ

Абик ЭЛКИН, Вадим ФАЛЬКОВ,
«Вести сегодня», 21 сентября 2004. Статья перепечатывается с мелкими сокращениями.

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

 Справка. Вилныс Зариньш – философ и историк, в науке известный своими антифашистскими трудами, работает в Рижской думе в национал-консервативной фракции «Отечеству и свободе». Газета “Вести сегодня» в настоящее время контролируется советскими радикалами.

— В последнее время вы привлекли внимание публикациями в "Латвияс авизе", вступив в заочную полемику с российскими политиками, которые в ответ на призывы признать оккупацию пообещали начать обсуждать деяния красных латышских стрелков. По–вашему, за латышских стрелков Латвии не должно быть стыдно. Почему же? И вообще, какова цель ваших исторических диспутов — вы хотите переубедить Россию?

— Нет большого смысла вступать в спор с Москвой до тех пор, пока Россия существенно не изменит свое отношение к независимости Латвии и вообще к Прибалтике. У меня и в мыслях не было повлиять на Россию — я и Россия, согласитесь, несоизмеримые величины. Но эти публикации направлены на то, чтобы уберечь от фальсификации жителей Латвии. Так как распространяется большая ложь. Она имела место и на конгрессе русской общины. Первый миф — это то, что русские здесь живут испокон века. Да, тут жили сумевшие проникнуть в Прибалтику русские, так же как в России жили оказавшиеся там отдельные латыши. Но это вовсе не значит, что была какая–то русская община. Десяток русских — еще не поселение. Да, были немцы, были поляки, были шведы, а русские в основном были burlaki. В латышском это слово имеет совсем другое значение, нежели в русском. Если по–русски "бурлак" — это работник, тянущий судно против течения, то по–латышски burlaks — это разбойник. Но это были одни и те же люди. Когда бурлаки дотягивали до Риги струги, они получали оплату. Но в городе было много кабаков, девиц легкого поведения, и по большей части бурлаки деньги просаживали здесь. А потом голодали. Приходилось добывать еду по пути домой. Тогда они вспоминали, что силы им не занимать. Так слово burlaks вошло в латышский с другим значением.
 Но бурлаки все же в большинстве своем были не русскими, а белорусами, хотя называли их по–латышски "струговыми поляками", так как Белоруссия входила в состав Польши.
 Теперь что касается латышских стрелков. Тут и диспутов не надо — все ясно. Восстание эсеров само по себе было трагедией. Но против них было отправлено 600 латышских штыков и 200 мечей. А в Москве тогда было под миллион жителей. И говорить, что один солдат со штыком может принудить тысячу человек подчиниться, это просто неуважение к русскому народу! Но, с другой стороны, стрелки помогли установить хоть какой–то порядок, без них гражданская война длилась бы намного дольше. Победа была относительно легкой, потому что противники большевиков сами не были объединены: монархисты, кадеты, эсеры…


— Вы полагаете, что за латышских стрелков не должно быть стыдно?

 — Просить у Латвии ответить за стрелков — то же самое, что у Израиля просить ответа за Троцкого и Свердлова, а у Польши — за Дзержинского. Латвии как страны тогда еще просто не было.

— Г–н Зариньш, вы считаете, что Латвия не имеет никакого отношения к деяниям латышских красных стрелков. Но почему же тогда, если проводить исторические параллели, вы упрекаете нынешнюю Россию за действия СССР?

 - Потому что РФ является правопреемницей СССР, она добровольно взяла на себя все обязательства бывшего Союза и за это получила не только почти все дипломатическое имущество СССР за рубежом (в том числе и здания бывших посольств Латвии в некоторых европейских странах), но и место в Совете Безопасности ООН. Так что историческая ответственность тоже лежит на ее плечах. Другое дело, что Россия не желает признавать неоспоримые исторические факты, например, оккупацию Балтии Советским Союзом в 1940 году. Россия по–прежнему пытается представить события 64–летней давности как добровольное вступление Латвии в СССР или как народную революцию, результатом которой и стало — под давлением народа — вхождение Латвии в "семью братских советских республик".

— Но почему Карлис Улманис в ту пору действовал так, как будто все и происходило сугубо на добровольной основе?

 — Конечно, у тогдашнего латвийского руководства не было никаких иллюзий относительно сталинского Союза, все были осведомлены о чудовищных репрессиях 1937 года, в которых погибло около 70 тысяч латышей. Но ситуация была безвыходной — надеяться на Германию не приходилось, ведь она была союзником СССР. Я могу лишь предполагать, что Улманис в сложившемся положении просто пытался выиграть время, оттянуть процесс "вступления" Латвии в СССР до начала войны между Германией и СССР. Всем ведь было ясно, что начало войны — это лишь вопрос времени.


— Как вы относитесь к только что созданному конгрессу русских общин — ОКРОЛ? Может быть, эта новая организация станет партнером для диалога с латышской общиной?

 — К ОКРОЛу я отношусь крайне негативно, это враждебная Латвии структура, которая объединила нелояльных стране людей. С такой организацией ни в какие дискуссии вступать нельзя. ОКРОЛ призывает вести диалог между русской и латышской общинами. Но при таком подходе никакого диалога быть не может, поскольку латыши (и русским это пора понять) не являются в Латвии какой–то общиной. Латыши — это народ! А вот русские, поляки, украинцы и представители других крупных образований нацменьшинств — в Латвии это действительно общины. Причем если мы говорим о русских, то это одна из самых слабоорганизованных общин. Русские Латвии очень разные и очень разрозненны. Есть часть русских, которые лояльны Латвии, но очень значительная масса людей нелояльна стране.
 Вообще русским, или, если шире, русскоязычным (хотя мне не нравится это слово, ибо я сам себя считаю русскоязычным, как и большинство латышей), пора понять, что есть вопросы, где невозможен компромисс. Это вопрос одного государственного языка, это признание факта оккупации, это лояльность стране. Сейчас звучат призывы к "среднему варианту" интеграции. То есть русские двигаются навстречу латышам и становятся более "латышскими", а латыши двигаются навстречу русским и становятся более "русскими". Если русские хотят, чтобы все латыши знали русский, то и все русские должны изучить латышский. Мы многого от русских Латвии не хотим — только знания языка, культуры и традиций латышей, уважения, лояльности к государству. Не может быть так, что какая–то группа постоянных жителей Латвии чувствует себя здесь чужими, отстаивает интересы другой страны и при этом еще требует от государства, от власти идти с ними на диалог и находить какие–то компромиссы. Какие могут быть компромиссы с такой позицией?!
 К русским в Латвии не предъявляются какие–то невероятные требования. Для начала — хотя бы сносно говорить по–латышски. Это в интересах самих же нацменьшинств, они просто будут уютнее, свободнее себя чувствовать. Ведь реальность такова, что и крупные города Латвии постепенно будут становиться более латышскими. Даже в Риге количество латышей приближается к количеству русских. Русских 315 тысяч, латышей — 308. Учитывая миграцию из сельских районов, рождаемость и другие факторы, через несколько лет латышей станет больше и в столице. И с этой реальностью, с более латышской средой русскоязычным придется считаться. Если не нравится, то, пожалуйста, им открыта и вся Европа, и Россия. Да, России сейчас тяжело, но в этом, может быть, и состоит миссия русских, чтобы помочь России. Даже можно выбрать регион со схожим климатом — Калининград, например. Там еще сохранилась созданная немцами хорошая (правда, запущенная за годы советской власти) инфраструктура. Но, подчеркну, я никогда не был сторонником концепции "вывоза русских вагонами". Это абсурд. Отъезд из страны — дело добровольное. Вообще мы в Латвии никому не хотим вредить, и русским в Латвии живется не хуже, а даже лучше, чем латышам. Ведь русские в основном живут в городах, где и уровень жизни лучше, и работу найти легче. Да и русским студентам в Риге учиться легче — дома их ждут родители за накрытым столом. А каково приходится латышскому студенту из провинции? Родителям порой вообще нечего дать своему ребенку в дорогу.

— Скоро на смену эмигрировавшим в Европу русским прибудут "гости", ведь мы вступили в ЕС. Где вы, как депутат Рижской думы, посоветуете строить в столице мечеть?

 — Я советую не спешить. Полагаю, что мечеть в каком–нибудь частном доме уже действует. А я, как депутат думы, постараюсь сделать все, чтобы Латвия не стала страной массовой эмиграции. У нас и так достаточно людей, приехавших в оккупационное время.

— Как вы полагаете, результаты выборов в Рижскую думу будут похожи на результаты выборов в Европарламент? Сколько мест в думе вы прогнозируете "тевземцам"?

 — Сейчас во фракции "ТБ" 6 человек. Я полагаю, что мы можем удвоить свое представительство в столичном самоуправлении. Кстати, русскоязычным выгодна сильная фракция "ТБ". Это будет означать стабильность и предсказуемость.
— Почему вы считаете, что популярность "ТБ" будет расти?

 — Отчасти нам поможет и ОКРОЛ. Латышские избиратели поймут, что крайне необходима и в думе, и в сейме именно национальная консервативная партия, которая защищает город, страну от нелояльных сил, которая отстаивает интересы государства. Конечно, есть и избиратели, считающие, что мы свою миссию выполнили — восстановили независимую Латвию. Но все больше таких граждан Латвии, кто понимает, что мы нужны и сегодня.

Сайт управляется системой uCoz