ЗАМЕТКИ ТУРИСТА

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

 О том, как и почему я оказался в Латвии

 Мои впечатления о Прибалтике (и о Латвии, в частности) до апреля 1998 года строились на рассказах отца и наших российских средств массовой информации.

 Мой отец в доперестроечный период много поездил по стране (тогда ещё по СССР), много повидал и мог много порассказать. Про Прибалтику он рассказывал о непривычной для нас чистоте на улицах, о необычной архитектуре (не секрет, что "Записки о Шерлоке Холмсе" и "17 мгновений весны" снимались в Риге, но об этом позже), об интеллигентности местных жителей. В то же время он говорил, что не все относятся к русским хорошо. В те времена мы мало что знали о пакте Молотова-Риббентропа, который привёл к резкому и насильственному изменению образа жизни граждан трёх маленьких прибалтийских государств. Известно лишь было, что эти республики присоединены к СССР в 40-х годах и то, что несмотря на присоединение, они держатся отдельно от других. Сейчас, когда многое стало известно, вполне можно понять чувства человека, у которого отняли дом, ферму, фабрику. Если у Вас отнимут дом, Вы тоже не будете любить власть, которая это сделала, а если учесть, что что-то потеряли практически все, то нечего удивляться.
 К счастью, нелюбовь к русским проявляется сейчас гораздо в меньшей степени, чем это было в 40-х годах. Время лечит. В Риге (да и в других местах) можно свободно говорить по-русски, и ничего с Вами не случится. В большинстве магазинов и кафе Вас прекрасно поймут и в обслуживании не откажут. Скорее всего, Вы будете удивлены, насколько предупредительны к Вам местные жители. После Москвы и Петербурга это очень хорошо ощущается.
 Я впервые попал в Прибалтику в апреле 1998 года вместе с моей невестой. Ей хотелось показать мне Ригу, а мне хотелось посмотреть старый город и те места, где снимался мой любимый фильм "Заметки о Шерлоке Холмсе".

 Прежде чем описывать наше путешествие и те места, которые я советую посмотреть Вам, стоит рассказать об истории Латвии и Риги в частности. Не зная истории хотя бы в кратце, Вы не сможете прочуствовать этот город и его дух.

 История.

 Официально Риге - около 800 лет. Неофициально же - намного больше. Здесь издавна жили ливы - племя, занимавшееся землепашством, скотоводством и торговлей. Основателем Риги как города считается епископ Альберт, который пришёл сюда с крестоносцами. Походы против "язычников" были выгодным делом, поэтому сюда стремились все, кто мог.

 У древних ливов была своя религия, привязанная к природе. В священных рощах нельзя было рубить деревья или охотиться, ломать даже сухие ветки и пахать поля вокруг. Это было миролюбивые и развитые люди. Они жили в достатке: одна из хроник рассказывает, что после очередного набега крестоносцы пригнали 4000 коров и 2000 лошадей. Существовали свои суеверия и обычаи: например, несчастливой едой считалась свинина, а несчастливой встречей - старая женщина. Несмотря на гонения церкви, достаточно долго просуществовал обычай похищения невест.
 Ливы не хотели принимать новую религию. Многие из них после насильного крещения бросались в Даугаву, чтобы смыть с себя новую веру, пытались разрушать укрепления крестоносцев и церкви. Но крестоносцам всё-таки удалось покорить ливов. За добровольное принятие христианства полагалось владение землёй и много других льгот. Так, льготами, обманом и силой ливов заставили принять веру.

 А Рига тем времень развивалась экономически и политически. Хотя тут существовал епископ, многие важные решения принимались городским советом - магистратом. Магистрат был построен также как в Бремене: были выделены Большая и Малая гильдии. В Большую гильдию входили торговцы, ювелиры и художники, которые имели право писать картины, но не имели права разрисовывать дома. В Малую гильдию входили ремесленники и торговцы. Общество руководствовалось определёнными правилами, которые делали Ригу более-менее нравственным городом. Например: "Завещание не имеет законной силы, если в нём не упомянута некоторая сумма в пользу церкви и школы", "Кабаки, торгующие вином, пивом и водкой, закрываются в 9 вечера", "Недозволено выливать нечистоты в речку Ридзиню, в канаву и на дорогу, а зимой и Даугаву", "Лица, приобрётшие состояние только через женитьбу, могут пребывать в городе только как гости", "Если некто пойман с девицей, ему надлежит жениться на ней или уплатить 10 марок серебром".
 Основные доходы получались от обработки материалов и торговли. Рига следила, чтобы каждый товар проходил через мастерские соответствующих ремесленников. Этим обеспечивалось качество товара.

 Естественно, благополучной и богатой Ригой не могли не заинтересоваться скандинавы. В 1621 году в устье Даугавы вошли 160 шведских кораблей. Рига долго сражалась, но под угрозой полного уничтожения была вынуждена сдаться. За героизм ей были дарованы определённые свободы и новые земли. Но шведы ввели новые пошлины и разместили войска, котрые надо было кормить рижанам. 87 лет они правили Ригой. За это время Рига была превращена в мощную крепость, появилась первая газета, первая латышская азбука. Шведы повелели открыть школы при каждой церкви.

 6 апреля 1709 года Даугава прорвала плотину, смыла в море все корабли, множество домов и затопила часть города. В Домском соборе потом поймали несколько рыб. Это был тяжёлый урон. В этом же году город был завоёван Петром I, который даровал Риге ещё больше привилегий, чем шведы, но при этом укрепил привилегии немцев над латышами.

 В 19 веке Наполеон пошёл на Россию, поступает приказ поджечь предместья на его пути. В пожаре сгорают 4 церкви, 35 общественных зданий, 705 частных домов. А Наполеон проходит мимо. Жизнь в Риге замерла надолго.

 20-й век принёс Риге и Латвии новые войны, завоевания и освобождения. Но это уже новая история и толковать её можно будет нескоро.

 Ну, а теперь - в путь!

 Мы ехали, ехали и, наконец, ...

  Мы едем? Едем, едем!..

 Но перед тем, как ехать надо позаботиться о некоторых деталях...
 Латвия - отдельное государство. Для поездки Вам понадобится виза. Это не проблема. Идёте в турфирму, она Вам организует визу, гостиницу, проезд, встречу, размещение и обслуживание. Поездка не слишком дорога - дешевле, чем в ту же Испанию.
 Для поездки (ну, конечно, же!) Вам понадобится загранпаспорт. Да ещё действительный не менее двух месяцев после окончания срока действия визы. Это не латышское изобретение, а общемировая практика. Учтите также, что если Вас уже приглашали родственники, живущие в Латвии, то в туристической визе Вам могут отказать (и скорее всего откажут). Считается, что это мошенничество - турфирмы не платят за приглашения, и государство теряет на этом деньги.
 В среднем, визу можно оформить за 2-3 дня. Оформлять через турфирму проще - не надо стоять в очередях и отвечать на множество вопросов. Вам надо будет подписать путёвку и отдать одну фотографию размера примерно 3х4 см. Обратите внимание на стоимость виз. Если турфирма просит с Вас тройную цену, "ткните" им цены в лицо, если не уступят - идите в другую фирму. Множество объявлений от фирм можно найти в журналах и газетах, а также около посольства (адрес - ниже). Если Вам хочется узнать Латвию получше, езжайте недели на две. И пострайтесь выбрать тур, в котором у Вас будет время, чтобы побродить самому. Просмотрев на Латвию из окон экскурсионного автобуса и послушав (даже очень хорошего) экскурсовода Вы ничего не узнаете. То есть, что-то, конечно, узнаете, но это будут совершенно не то, что Вы можете узнать или ожидали узнать.
 Если собираетесь получать визу сами, то Вам надо придти на Большой Харитоньевский переулок, дом 12 (в Москве, м. "Чистые пруды"). Анкету Вы заполните при входе в консульский отдел. Постарайтесь принести и заполнить все документы точно по образцу, потому что иначе просто потеряете время. Очень важно всё заполнить правильно. Заполнять документы можно на русском, латышском или английском (только не выпендривайтесь с последним - сотрудник консульского отдела по международным правилам имеет Вам отказать в выдаче визы без объяснения причины, даже если Вы просто ему не понравились). Кстати, для оплаты визы рубли не несите, не примут.

 Итак, допустим, что визу вы получили. Если у Вас есть выбор как ехать, то Вы можете выбрать между самолётом, поездом и автобусом. Самолёт Вам обойдётся примерно в $75 (в один конец), поезд - $30-$120 (тоже в один конец, все варианты: от плацкарта до СВ), автобус - 850 рублей в туда/обратно или 600 рублей в один конец. Цены примерные, могут измениться. Не забудьте с собой путёвку, если едете от фирмы, иначе Вас не пропустят через границу, а если пропустят, то не поселят в гостиницу.

 О транспорте.

 Cамолёт летает из Домодедово ежедневно около 7 вечера, обратный - в 7 утра из Риги, в пути около 2 часов. Поезда отправляются ежедневно с Рижского вокзала (м. Рижская) в 19:01 и 21:15. В Ригу прибывают соответственно в 9:30 и 12:30 (время - Рижское, отнимите 1 час от Московского). Автобус уходит ежедневно (???) в 19:00 от Рижского вокзала, билеты там же, в автобусе. Лучше брать заранее (за неделю или две) и стараться взять места поближе к водителю - трясёт меньше.

 Если Вы едете на поезде, то утром (в 4 и 6 часов, соответственно) Вас будет ждать Российская таможня. "Трясут" только тех, у кого бегающие глаза и большие баулы. Если едете в купе или СВ, то таможню вообще пройдёте без звука. На таможне поезд стоит ровно час, затем 20 минут езды и Вы - на латышской таможне. Там тоже стоите час, а в 8-9 утра проводница раздаст Вам сухой завтрак (колбаска, сыр, повидло, конфетка и хлебцы - до Риги на этом дотянете). Кроме завтрака в стоимость проезда, кстати, входит два стакана чая и постельное бельё.
 Если Вы едете впервые, то из окна поезда можно сделать три интересных наблюдения. Первое - все надписи тут на латышском. Вы их не поймёте. Не пугайтесь, тут по-русски говорят почти все. Второе - природа и растительность тут такие же. Климатические условия-то почти те же! И третье - тут очень хорошие автодороги. По крайне мере те, которые видны из окон поезда. Обратите внимание на чистоту вокруг.

 Путешествие автобусом отличается сидением вместо лежания, отсутствием еды, но наличием видео и дешевизной. Утром Вам понравится любоваться симпатичными пейзажами вокруг.

 Рига - первая встреча.

 Рига встретит Вас... конечно же, вокзалом. Я буду предполагать, что Вы приехали в Ригу самостоятельно, и Вас никто не встречает. Выходите с поезда, спускаетесь в туннель. Выходите на привокзальную площадь. Если хотите подбодриться с дороги и выпить кофейку, то прямо перед вокзалом найдёте кафе (kafejnica - читается "кафейница" с длинным "и"), где предлагают очень вкусный кофе с булочками. Там же можно поесть сосиски, картошку-фри и прочую еду путешественника. Но лучше ограничтесь кофе, ибо сосиски и прочее там достаточно дорогие. И не бойтесь говорить по-русски - никто Вас не съест.
 Обменки тут же, рядом со входом. Если есть возможность, везите с собой доллары или евро. $1 примерно равен Ls 0.53 (53 сантимов), к рублю курс скачет и составляет примерно 50 рублей за лат. Для ориентации скажу Вам, что цена на вкусный капучино составляет 65 сантимов.
 С вокзала постарайтесь добраться до гостиницы. Будет лучше, если Вы возьмёте такси или дойдёте пешком (если недалеко, и багаж позволяет). Стоянка такси у Вас за спиной, если Вы стоите лицом к кофейне.
 Обязательно купите себе карту Риги. Она Вам поможет в Ваших путешествиях. Карт много, постарайтесь найти карту от издательства "Яня сета". Такие карты Вы видели и в России, фирменный стиль - жёлтая полоска наверху с красным или чёрным названием города, а ниже фотография в синих тонах. Увидите - сразу поймёте. В зависимости от чувства уверенности можете выбрать карту на русском или на латышском. Функционально они идентичны, но по латышской проще сверять названия улиц, а по русской - искать названия исторических объектов.

  Первая прогулка.

 Для первой прогулки советую выбрать Вам время около 15-16 часов (Вы не забыли перевести часы? В Латвии время "отстаёт" от московского на час). Вооружитесь картой и отправляйтесь к центру Риги. Пока будуте идти, обратите внимание, что тут не принято переходить дорогу на красный свет. А если Вы решите всё-таки это сделать, то Вас постараются не задавить, а притормозят и пропустят.

 По пути Вы встретите много магазинов. Их тут больше, чем в Москве. Продают в них всё, что угодно. Попытайтесь сдерживать себя и не покупать всё подряд. Еда здесь дешевле, а вот книги, например, дороже, чем у нас. Кроме того, злую шутку с Вами могут сыграть цифры. "Подумаешь, какие-то 5 лат!" - подумаете Вы. А теперь умножьте на 50 и получите сумму в рублях. Расхотелось покупать? Пожалуйста, всё время считайте. Не жалейте денег можно на еду, а вот всё остальное - считайте.
 Пока Вы будете идти, Вы будуте удивляться количеству магазинов, забегаловок и банкоматов. Да-да, банкоматов. Если у Вас с собой пластиковая карточка (только не СБС-Агро!), то Вы всегда будете с деньгами. Банкоматы тут встречаются через дом. Карточки принимают практически во всех магазинах. Бывают проблема с российскими карточками типа "Viza" (реклама карточек Viza: с Viza Вам "повезёт") - международная система "Viza International" заблокировала все
операции с российским карточками Viza вне России. Лучшая альтернатива - Cirrus/Maestro или MasterCard.

 За все мои поездки в Ригу общественным транспортом пользоваться не приходилось. Рига - маленький город. Часа за три его можно быстрым шагом пересечь весь. Лучше ходить пешком. Хотя тут есть и автобусы, и троллейбусы, и трамваи. А вот метро - нету. Да оно и не нужно.

 Если Вы поселились не в Старой Риге, то идите к центру Риги, на Бульвар Свободы. Если же Вы поселились там, то тоже идите к центру, но Ваши впечатления будут чуточку смазаны.

 На центральной площади находится статуя, изображающая свободу. Сама площадь - часть бульвара Свободы. В советские времена название было, естественно другим (как Вы думаете, каким?). Это пешеходная зона.

 На противоположной стороне площади находятся две интересные достопримечательности. Первая - это часы с логотипом фирмы "Laima" (фирма выпускает всякие шоколадные вкусности). В Риге есть выражение "Встретимся у Лаймы", что означает встречу у этих часов. Интересная деталь: Laime - по латышски: "счастье". В древние времена была у латышей богиня счастья, звали её Laima. Отсюда пошло соответствующее женское имя, а встречаться под Лаймовскими часами - значит ожидать счастливой встречи.

 Чуть-чуть не доходя до часов Вы натолкнётесь ещё на одну кафешку. Советую зайти и попробовать кусок торта на выбор. Торты необыкновенно вкусные! Наверно, самые вкусные в Риге. А может, и нет. Но мне понравились, хотя я сладости такого типа не очень люблю.

 Если продолжать идти от статуи Свободы к лаймовским часам, то Вы натолкнётесь на проезжую часть. Прямо будет Старая Рига, а справа - небольшой парк, где можно посидеть, если Вы устали, и посмотреть на канал с крупным фонтаном.

  Старое в новом.

 Старая Рига отличается от новой части города брусчаткой. Кое-где тут встречается асфальт, но старый город чувствуется в узости улочек и стиле домов.

 Вступив с бульвара Свободы в Старую Ригу, Вы будуте разочарованы... присутствием справа Макдональдса, а слева - современного здания гостиницы. Что ж, такова реальность. Макдональдс не любим рижанами и ходит туда в основном молодёжь среднего и позднего школьного возраста. Уж очень не вписывается Макдональдс в дух города и его жителей. Макдональдс был даже вынужден снять свою вывеску с собственного здания из-за протеста жителей против нарушения внешнего вида города.

 Пройдя прямо по улице Калькю, вы выйдете на небольшую площадь. Обратите внимание на симпатичные здания на перпендикулярной улице (улице Мастеров, Meistaru iela). В Риге начато восстановление исторического облика города, поэтому Вы часто будете видеть вперемежку новенькие маленькие смипатичные домики явно "старого" образца и обшарпанные советские посторойки. Старые дома не сносят, их просто ремонтируют и приводят в нормальный вид.

 С обратной стороны дома №17 по улице Мастеров в подвале есть симпатичный ресторанчик, где можно в уютной обстановке выпить что-нибудь не очень крепкое (или крепкое) вместе с Вашим спутником (спутницей).

 Здесь же размещаются Малая и Большая гильдии. Здание Большой гильдии напоминает католический костёл или средневековый замок (выбирайте, что больше нравится). Улицу Мастеров пересекает Ремесленная улица (Amatu iela). В доме наискосок через перекрёсток на крыше сидят кошки, выгнувшие спины. С этими кошками связана интересная история.

 Одного купца не принимали в Большую Гильдию. Тогда он посадил на своём доме двух кошек и повернул их задом к Гильдии. Общественность была в шоке. Когда купца в Гильдию приняли, кошки были развёрнуты на 180 градусов...

 Сворачиваем на улицу Amatu, примерно по середине видим на доме... каменных лягушек. В Риге много таких интересных сюрпризов.
 Выходим на Сарайную (по-латышски - Шкюню) улицу, поворачиваем направо, выходим на Домскую площадь. К Домскому собору мы сходим чуть позже, а пока повернём на улицу Торговцев (Тиргоню) налево. Там есть ресторан (не пугайтесь, цены там не такие запредельные как в Москве), называется Lido. Здесь можно очень вкусно поесть. Для любителей рыбных блюд рядом вход в рыбный ресторан Lido. В рыбный я не ходил (не люблю рыбу), а в мясном можно поесть:

  • свиные рёбрышки
  • шашлык (свинной и из осетрины)
  • плов
  • котлеты (действительно вкусные, а не из туалетной бумаги)
  • ...и много чего ещё!

 На самом деле описывать Lido бесполезно - не хватит слов. Каждый из ресторанов Lido (а их несколько) оформлен в определённом стиле (чаще всего в стиле одной из территорий Латвии). Еда здесь необыкновенно вкусная и очень питательная. Не набирайте много - а то придётся с сожалением оставлять несъеденное.

 Домская площадь

 Самая узкая улочка в Риге имеет ширину меньше двух метров. Сам не измерял, точно не помню, может, ещё меньше. Вы можете увидеть её, если встанете на пересечении улицы Торговцев (Тиргоню) и Домской площади. Это - Rozena iela.
 А вот параллельная ей улица (та, которая ближе к Домскому собору) - это улица, где снимались "Записки о Шерлоке Холмсе". Называется она - Jauniela (Яунйела, Новая улица). Недалеко снимались фрагменты серии "Сокровища Агры", в этой серии прекрасна видна Домская площадь и кусочек Домского собора. Напротив Домского собора находится здание Латышского радио. Во круг него ездят три мушкетёра, тот же Шерлок Холмс и прочие англо-франко-немецко-иностранные герои в советских фильмах.

 Первое, что удивило меня в Домском соборе - это то, насколько ниже окружающей почвы он находится. Домский собор - здание старое. Рига - тоже город старый. В прошлом - деревянный. Пожары и прочие события "культурного развития" создают так называемый "культурный слой", в котором археологи потом находят множество интересных вещей. Раньше Домский собор находился на возвышении, и надо было подняться на несколько ступенек, чтобы в него зайти. Представляете, сколько "наросло" за прошедшие века?
 Домский собор - не единственное место, где можно "почуствовать" насколько Рига "поднялась". В Риге есть и старые дома, которые окнами уходят в землю, и места, где ведутся раскопки. Если посчастливилось это увидеть, то впечатление остаётся надолго.
 В самом Домском соборе мне так и не удалось побывать (до сих пор), о чём я сильно жалею.
 Собор построен из кирпича. Хотя собор и реставрируется, само здание производит внушительное и старинное впечаление. Обойдите его вокруг и рассмотрите получше. В России тоже есть много старинных храмов, но на меня ни один из них не произвёл такого впечатления как Домский собор.

 От Домского собора пройдём к зданию Рижского технического университета. Обыкновенное некрасивое здание типично советского типа, совершенно не вписывающееся в городской пейзаж, но тем самим подчёркивающее красоту старой архитектуры.
 Пройдём через арку. Перед нами - Дом Черноголовых. В годы Второй мировой войны оно было разрушено, восстановление планируется закончить в 2001 году. В 16 веке приезжие неженатые купцы организовали собственное сообщество и построили себе дом. Их и называли Черноголовыми. Дом имеет необычную для Риги ступенчатую конструкцию. Перед ним когда-то находился похожий дом, может, его тоже восстановят.
 Тут же находится мрачное чёрное здание - музей оккупации. Полагаю, Вам (как и мне) не очень приятно слышать, это название. Что ж, для Латвии вторжение советских войск перед началом Второй мировой войны было именно оккупацией... В музее я не был, не смог себя пересилить, но знаю, что там есть вещи репрессированных латышей, рояль без струн, письма на бересте, товарный вагон (в таких вагонах латышей везли в сибирские лагеря). Закончим с этой неприятной темой.

 От дома Черноголовых пройдём к церкви Святого Петра. Если провести линию через шпиль церкви к полу, то эта линия упрётся в маленький жёлтый квадрат. Это - начало всех дорог Латвии, так называемый "нулевой" километр. (Такая же точка есть и в Москве, около Красной площади, между Историческим музеем и музеем Ленина).

 Под куполом церкви Святого Петра есть смотровая площадка, с которой в ясный день можно увидеть Ригу и окрестности. Только оденьтесь потеплее: даже в жаркий летний день на вершине всегда дует пронизывающий холодный ветер. Отсюда можно сделать множество красивых снимков. На площадку Вас доставит лифт с лифтёром в форменной одежде. Интересно то, что лифт едет очень плавно. Настолько плавно, что непонятно едет он на самом деле или нет.
 Если Вы будете стоять на площадке лицом к Даугаве, то справа на противоположном берегу сможете разглядеть телебашню (мне она почему-то сразу напомнила Эйфелеву башню), а Старая Рига будет у Вас за спиной. Слева будет порт.

  Особенности местных приведений.

 От церкви Святого Петра мы проделаем достаточно длинный путь к Рижскому замку. Как дойти туда, я думаю Вы сами разберётесь по карте, а пока я Вам расскажу о привидениях из церкви Святого Петра. Если Вы не любите привидений, переходите сразу к рассказу о Рижском замке.

 Однажды, в канун 30 ноября (т.н. Андреева ночь), два молодца поспорили с одним очень богобоязненным человеком. О чём спорили - неизвестно. Закончился спор тем, что молодцы поклялись пробраться в церковь Святого Петра и вбить гвоздь в алтарь. Их предупредили, что по слухам в церкви обидает призрак умершего солдата Синей гвардии.
 Без пяти двенадцать со стороны улицы Скарню молодцы вошли в церковь. Они несли в руках по свече и длинную лестницу - приставить к алтарю. Свидетели остались снаружи.
 В 12 из церкви раздался ужасный вопль и один из молодцев выскочил из церкви с криком: "Спасите! Он идёт!"
 Войдя в алтарь, они увидели второго молодца, висящего на вбитом им же гвозде... Его приятель рассказал, что когда покойный забил гвоздь, стоя на лестнице он воскликнул: "Где же она, эта Синяя гвардия?" И в тот же момент закричал: "Пусти! Помогите!.." А за его товарищем до самых дверей гнались вооружённые призраки солдат...

 А ещё в канун Рождества около церкви Святого Петра можно увидеть монаха в чёрной рясе с бутылью пива. Говорят, что одного монаха замуровали при строительстве монастыря, стоявшего на месте церкви Святого Иоанна, чтобы он охранял монастырь от пожаров. На третью ночь раздались стоны, а потом из стены вылетел призрак монаха. Монах облетал монастырь каждую ночь. Он был тихим и спокойным. Через несколько столетий, однако, нрав его испортился: он превратился в пьянчужку. Как-то в Рождественскую ночь он в подвыпившем состоянии стал приставать к прохожим, рассказывать всякие непристойности. Протрезвев, понял, что натворил лишнего и... пропал. Говорят, что сейчас он допился до того, что вспоминает о своих обязанностях только в Рождество. Так что, если в Рождество увидите около церкви Святого Петра монаха - не пугайтесь, он мирный.

 Вообще, говорят, что привидения есть почти в каждом доме в Старой Риге. В основном они мирные и не делают ничего плохого.
 Ну, что, напугал я Вас? :-)

  Хождение к власти

 Прежде чем говорить о замке, я расскажу Вам об истории небольшой церкви около Рижского замка. Это англиканкая церковь. Как известно, англиканская церковь не признаёт другие церкви. С другой стороны, англичане много торговали с Ригой. Каждый английский корабль был обязан вести с собой земли и камни для того, чтобы построить свою церковь. Окончательно постороена она была в 1859 году на холме из той самой привезённой земли.

 Рижский замок был построен в 1515 году. До этого на его месте стоял замок Ливонского ордена (построен в 1330 году). Сейчас в здании Рижского замка расположена резиденция Президента Латвийской республики.

 Послений объект в нашем путешествии - Шведские ворота. Говорят, что одному купцу надоело платить пошлину за доставку товаров с одной стороны фортификационного сооружения на другую, и он пробил стену в собственном доме. Если Вы пройдёте через эти ворота, Вы попадёте на улицу Трокшню (Шумная). Обратите внимание, что мостовая тут состоит из камней разной величины. Дело в том, что раньше она была деревянной, что было не очень хорошо из-за досточно влажной погоды. Каждый приезжавший в Ригу был обязан привезти с собой камень для рижской мостовой.

 Бейкер-стрит - улица, где жил Шерлок Холмс

 Сразу оговорюсь, что попасть в гости к великому сыщику Вам не удастся. Большая часть фильма снималась в студийных условиях, говорят, в Питере, в павильоне Ленфильма в тихом переулке недалеко от Литейного. Там же снималась Темза (Нева) из серии "Сокровища Агры". А вот побродить по Бейкер-стрит и даже увидеть знаменитый дом №221-Б - можно. Она находится в самом центре Старой Риги.

  Бейкер-стрит находится в Jauniela. В самом начале первой серии фильма о Шерлоке Холмсе ("Знакомство") доктор Ватсон и его друг идут смотреть квартиру для доктора. Друг предупреждает, что квартиру с ним будет делить очень оригинальный человек. Ватсон с другом проходят по улице, камера пропускает их за себя и... застывает на фасаде здания. Далее мы видим как Ватсон с другом стоят у дома с табличкой 221-Б.
 Если Вы думаете, что камера застыла просто так, Вы сильно ошибаетесь. Во всех сериях показывают эту улицу, но ни в одной не показывают, как герои по ней подходят к дому. Потому что дома там нет.
 Когда мы (с женой) впервые начали исследовать "Бейкер-стрит", то долго искали сам дом, где жил великий сыщик Шерлок Холмс со своим верным другом доктором Ватсоном. Многократно прокручивали фильм туда и назад и лишь по нескольким, на секунду мелькнувшим кадрам нам удалось обнаружить, где находится этот дом.
 Помните, как Ватсон заподозрил, что Шерлок Холмс - преступник? Это было в первой серии. Потом он возвращается домой. Опять камера пропускает его за себя, но потом, буквально секунду, мы видим вот что:
(...) Если Вы захотите найти это место, то знайте, что это внутренний дворик на Jauniela. Находится он в 10 метрах от места, где стоит камера при съёмках "первой" Бейкер-стрит (а всего их - как минимум три!), по ходу движения Ватсона - справа. Сейчас там стоят столики какого-то кафе.
 Не совсем понятно, почему именно этот уголок был превращён в дом великого сыщика. Может, чтобы поклонникам не так уж легко было найти это место?
 А дом №221-Б тут же. Это просто подъезд жилого дома.

 О названиях, железной дороге и электричках

 Название этого города звучит необычно. Вслушайтесь в мелодику: Си-гул-да... Красиво, правда? По поводу латвийских названий можно говорить много. Знаете, что, например, означает, Даугавпилс? Даугава - это река, которая протекает по территории Латвии. На ней стоит и Рига, и сам Даугавпилс. Пилс - можно перевести с латышского как "замок" или "крепость". То есть получаем "Крепость на Даугаве". Или вот город Крустпилс (вторая остановка поезда, въезжающего из России в Латвию). "Круст" - это крест. Название, думаю, составите сами. А вот объяснить его сложнее. Может, тут как-то крестоносцы останавливались? (И они тоже. Но по-латышски так же звучит и "замок на перекрёстке", а этот городок - перекрёсток дорог.)

 А вот по пути в Сигулду есть станция Krievupe. Krievs - русский, upe - река. Русская река. (Иная версия: krivs - волхв, река Волхов. Слово "krievs" появилочсь позже.) Необычных названий в Латвии очень много. По пути в Сигулду (а ехать туда на электричке больше часа) я постоянно разгадывал названия проезжаемых станций. Если Вам придётся ехать в Сигулду, вооружитесь словарём (а лучше латышскоязычным спутником) и попробуйте сами. Получите массу удовольствия.

 О железной дороге и электричках.

 Центр всех дорог в Латвии - Рига. Железная дорога - не исключение. В Риге всего один вокзал, но электрички с него идут по всем направлениям во все крупные города Латвии. Электрички бывают четырёх- и шестивагонные. Восьмивагонных почти не встречал. Четырёхвагонные пускают, в основном, из экономии. Как правило, они ходят днём или по выходным, но иногда их пускают и вечером, что становится пыткой для желающих уехать из Риги домой в пригород. Москвичи могут вспомнить наше метро утром в час пик, и им всё сразу станет ясно.

 Электрички ходят строго по расписанию, практически никогда не опаздывают. Им это не сложно, потому что самих электричек достаточно мало. В целях экономии число составов и вагонов в них постоянно уменьшают, а вот цены на проезд постоянно увеличивают. Кроме того, билет действителен в течение нескольких часов, а не сутки (или двое, если обратный) как в России. Не покупайте билет сразу "туда и обратно", он может "кончиться" раньше, чем Вы успеете на обратную электричку.
 В каждом составе Вас обязательно проверит контролёр. Я думаю, что цены на билеты поднимают для того, чтобы выплачивать зарплату немерянной армии контролёров. В поездах есть кондукторы, у которых можно купить билет, хотя и дороже, чем на станции. В этом случае кондуктор сидит в каждом вагоне, и он же является контролёром.
 На железной дороге я ездил по Латвии всего в трёх направлениях. Очень редко попадаются высокие платформы. В основном, все они расположены прямо на земле (даже на вокзале в Риге). Из-за этого сняты дополнительные ступеньки в электричках и очень неудобно ездить с багажом, тем более, что машинисты не видят, как багаж закидывается в вагон и спешат побыстрее уехать с этим багажом, оставив пассажира на платформе. Отсюда вывод: если у Вас есть багаж - лезть надо в первый вагон, прямо рядом с дверью машиниста. Тем более что в этих вагонах для багажа есть специальное место.
 Интересное совпадение: точно также нет высокой платформы и на Рижском вокзале в Москве.
 Электрички в Латвии - достаточно старые, внешне знакомые всем, кто хоть раз катался на электричках в бывшем СССР. Дело в том, что раньше все электрички производились именно в Риге. Несмотря на старость электричек, их поддерживают в неплохом состоянии. Надписи типа "тут был Вася", вырезанные ножом на сидении, иногда встречаются, хотя сильно реже, чем у нас, и почему-то только на русском.
 Также, как и у нас, в электричках Вам предложат газеты, авторучки и прочий мелкий товар. Иногда по-русски, иногда по-латышски (может, даже с жутким русским акцентом), а иногда на интересной смеси обоих языков.

 Необычным открытием для меня были так называемые "дизели". Поскольку это устоявшееся в Латвии название, я буду его использовать и дальше.
 Дизель - это "неэлектрическая электричка". То есть выглядит он как электричка, но без "рогов"-токосъёмников. Зато в головном вагоне у "дизеля" есть "горб". В этом "горбе" находится дизельный двигатель. Дизельное топливо достаточно дешёвое, а сам дизельный двигатель - конструкция простая и надёжная. В основном такие поезда ходят на дальние расстояния (в том числе туда, где нет электропровода для питания обычных электричек) и останавливаются только на крупных станциях. Интересно, что "настоящие" электрички - зелёного цвета, а "дизели", в основном, белого. В России таких поездов мало (видел всего пару раз в Выборге), а жаль. Дизель едет мягче, чем обычная электричка, он теплее, освещение в нём меньше мерцает. В Сигулду едут как раз на "дизеле".

 Сигулда: Турайдский замок

 В Сигулду мы поехали "своим ходом" (в то время я ещё не умел управлять автомобилем). Поезда в Сигулду ходят не очень часто (конкуренция автобусов), поэтому, если Вы решите повторить наш маршрут, заранее ознакомьтесь с расписанием. Ехать предстоит около часа. Чтобы не скучать, возьмите с собой что-нибудь почитать или сборник скандинавских кроссвордов, которых в Латвии в избытке. Такие кроссворды удобнее обычных и разгадывать их интереснее.

 Мы вышли на платформу в Сигулде около 11 утра. Поскольку мы оба были тут впервые, то сразу пошли распрашивать местных жителей, куда нам идти дальше. В принципе, этого можно было и не делать, если бы мы внимательно посмотрели вокруг. Указателей вокруг много.
 Городская часть Сигулды напомнила мне провинциальный немецкий городок. Тихие аккуратные дорожки, обсаженные деревьями. Тишина, порядок и спопокойствие. Изумительный воздух. Мы сразу же решили, что если вдруг когда-нибудь придётся жить в Латвии, то жить надо именно тут. Единственный минус - далеко
от Риги (если ездить на работу).
 Первая достопримечательность, встретившаяся нам по пути - озеро с лебедем. Вроде бы ничего такого, но красиво! Красивое озеро и красивая птица, почти ручная, но сохраняющая своё достоинство и не подплывающая близко. Как попал туда этот лебедь, и что он делает зимой в этом озере, я не знаю. Мы попытались его покормить хлебом, но есть он не хотел. Мы посидели около озера и пошли дальше.

 Изучив следующий указатель, который нам встретился, мы решили пойти на канатную дорогу.
 Рельеф местности, где расположена Сигулда - очень неравномерный. Много высоких холмов и глубоких впадин. Реки, овраги, пещеры, ручьи и родники. Всё это затрудняет пешие прогулки (быстро устаёшь от бесчисленных спусков и подъёмов). Единственный выход - чаще отдыхать, благо, скамеек много даже в лесу.
 Канатная дорога пронесёт Вас с одного берега реки Гауйя на другой. Если Вы боитесь смотреть вниз в глубину, зажмуривайтесь заранее. А если нет - готовьте фотоаппарат или видеокамеру, зрелище необыкновенное! Река зажата между скалами, а Вы плывёте прямо над ней. Само путешествие занимает всего несколько минут, и, когда приезжаешь на противоположую сторону, становится жалко, что путешествие так быстро кончилось.

 От станции канатной дороги в лес ведёт тропинка. Здесь расположены санатории и дома отдыха. Из-за прекрасного воздуха здесь самое лучшее место для лёгочников и сердечников.
 Вниз Вас поведёт достаточно крутая и узкая деревянная лесенка. Не спешите спускаться по ней, посмотрите на окрестности. Такие громадные и старые деревья не везде можно встретить. Говорят, что многие из них стояли тут ещё в средние века и видели древних рыцарей.
 Из-за густого леса, тут достаточно влажно. Там, где лесенка переходит в тропинку (примерно, метров через 300 вниз), находится ручеёк и симпатичная лужа. Не просто лужа, а именно симпатичная лужа! Такое ощущение, что природа позаботилась сделать тут всё как можно живописнее. А через лужу и ручеёк перекинут маленький мостик.
 Спустившись совсем вниз, Вы увидите родник, а чуть дальше - необычную пешерку в видк губы, в которой протекает небольшая речка. Вода там очень чистая и, говорят, пригодная для питья. Мы не пили, не могу сказать, правда это или нет. Обратите внимание, на фотографии видно как световые лучи с трудом пробиваются через листву. Вот такой там густой лес.
 Ещё дальше расположена ещё одна пещера. Такой, вот, край пещер. Она интересна тем, что на её стенах Вы найдёте гербы древних правителей, рыцарей и путешественников. Не помню точно самую старую надпись, которую нам удалось прочесть. Кажется, это 12 век. Есть там и современные надписи. Опять не удержусь от того, чтобы не вставить фотографию.

 Далее мы пошли по дороге, поскольку лесом идти мы уже устали. Кстати, тогда я уже начал с тревогой посматривать на счётчик фотографий. Плёнки оставалось немного, снимать приходилось экономно, а в сувенирных лавочках, которые нам встречались, плёнок не было. Лишь в сувенирном магазине мы нашли плёнку (взяли последнюю) по очень высокой цене. Запасайтесь заранее. Я теперь жалею о потерянных великолепных видах леса.

 Дороги в Латвии очень хорошие. Такие же как в Западной Европе. Если ещё и не все, то скоро будут такими. Мы шли по шоссе. Турайдский замок находится на горе, поэтому дорога вьётся и взбирается в гору. На автомобиле туда ехать проще и удобнее, а медленный подъём покажет Вам все красоты местного леса, которые Вы не увидите из окон автомобиля. Чего стоит один лишь гигантский муравейник...
 Вскоре мы подошли к входу в Турайдский замок...

 В замке

 Сейчас я вас шокирую двумя необычными признаниями. Знаете, что запомнилось мне больше всего со времён расцвета перестройки и кооперативного движения? Туалеты. Чистенькие, вымытые, с зеркалами. А вот по дорожке ведущей в Турайдский замок находится туалет, в котором стоят вазы с цветами и играет тихая спокойная музыка. Почему я вам это рассказываю? Да чтобы вы не пропустили это необычное заведение. Внешне оно похоже на очень живописный холм, а о его истинным содержимом назначении можно догадаться только по табличке "WC". (Статья писана во времена, когда такое было редкостью.)
 Сам Турайдский замок (как и дорожка к нему) находятся на небольшом возвышении. Видимо, древним рыцарям так было удобнее обороняться от набегов вредных соседей-ливов. Когда мы были в замке (июнь 1999), он находился в состоянии реставрации. Можно было посмотреть изнутри всего пару башен. Вверх ведут узкие и низкие лесенки (примерно сантиметров 50 шириной и 150 высотой). Внутри этих лесенок - полная тишина и покой. Даже мобильник - и тот не работает. Тяжеленные каменные стены кажутся вечными. Проходя по этим лесенкам, вспоминается средневековье и заживо замурованные в подобных стенах люди. К счастью, испанцы со своей особо злобной инквизицией сюда не добрались и (я надеюсь!) этот замок не хранит в своих стенах такие страшные свидетельства прежних времён. (К сожалению, такое творилось и в Латвии.)
 Как я уже написал, замок реставрируется. Внутри можно найти отдельные детали будущих экспонатов. Можно и забраться на самый верх, где есть смотровая площадка. Отсюда специально назначенный человек смотрел по сторонам, выглядывая врагов. Ветер наверху дует очень сильно, и стоять там часами было явно не самое приятное занятие. Особенно зимой.
 Турайдский замок - очень красивое место. Я надеюсь вернуться туда ещё раз, когда реставрация будет закончена.

  Автомагистраль М9, или пособие для начинающих путешественников

 В августе 2000 года мы решили съездить в Латвию на автомобиле. Это не было простым желанием или поиском приключений, а насущной необходимостью: надо было перевезти вещи перед нашим отъездом в Финляндию.

 Поездка началась с кошки. Необходимо было сделать ей паспорт, чтобы легально перевезти её через границу. Поскольку мы жили в Марьино (Юго-Восток Москвы), то поехали в Царицыно в ветлечебницу. Там нашу кошку осмотрели со всех сторон и выдали бумажку, которая называлась... "Паспорт собаки". Впрочем, порода у этой "собаки" была "Кошка". На наш недоумённый вопрос о том, какое же животное мы имеем, сотрудница ветлечебницы сообщила, что других бумажек у неё всё равно нет. Пришлось довольствоваться этой. Теперь мы знали, что везём собаку породы "Кошка".
 Свозить в Латвию нас согласился муж одной нашей знакомой. Мы договорились, что оплачиваем бензин, питание, проживание и ещё некоторую денежку сверху (за работу). Переговоры длились недолго, и путешествие было назначено на вечер ближайшей пятницы. Почему именно так? Все мы работали, и за три дня нам надо было обернуться в оба конца.
 Мы знали, что ночная поездка - это хорошее испытание для всех, но все были воодушевлены возможностью посмотреть на ночные пейзажи.
 Поскольку наш знакомый никогда до этого в Латвию не ездил вообще, а мы - люди "безлошадные" (читай - не автомобилисты), то надо было разузнать про дорогу.
 Несмотря на уверения всех своих знакомых о том, что "надо ехать всё время прямо", я решил проверить всё это по новомодной программе. Программа указала прямой путь по "Рижскому шоссе" до Латвийского города Резекне, затем шоссе внезапно кончилось, программа попетляла по "local roads" и выехала на "Московское шоссе" где-то в районе
Ogre. Я распечатал этот путь, хотя и засомневался в его правильности. Как оказалось потом - правильно засомневался. Но об этом - позже.

 Рижское шоссе можно условно поделить на три участка. Первый - это на небольшом удалении от Москвы. Там - прекрасный асфальт и освещение. Второй участок - это когда-то асфальтированная дорога, на которой единственным источником освещения являются фары машин. И, наконец, третий участок - это преграничная территория. Здесь - снова асфальт (хотя и не такой хороший как около Москвы), освещения нет, зато много других интересных деталей.
 По Рижскому шоссе ходят пригородные автобусы. Раз в несколько километров попадаются монументальные пустынные остановки с типично-деревенскими названиями. Иногда они находятся в деревнях, иногда - просто посреди какого-то поля или леса.
 По пути нам встречалось несколько контрольных пунктов ГИБДД. Все они представляли собой площадки, ограниченные каменными блоками и знаками с ограничением скорости до 7 км/ч. Первые пару пунктов мы честно проползли на такой скорости, потом ехали примерно на 40, насмотревшись на остальных. ГИБДДешникам это было безразлично.
 Интересно было проезжать через спящие российские города. Ночью всё смотрится совсем не так, как днём. Скрываются старые облупленные здания, нету хмурых суетящихся людей. Всё тихо, загадочно и красиво. В прочем, иногда мы встречали мирно гуляющую молодёжь. Многие из них дружественно махали нам руками.

 Уже во время поездки мы решили, что будем заправляться почти у самой границы, так как везти бензин в Латвию в канистрах нельзя, а покупать там - дорого. Уже наступило утро (около 5 утра), когда индикатор бензобака начал изредка помигивать. Как назло, все заправки кончились, и ещё примерно час мы ехали какими-то лесами.
 Я думаю, что где-то за Псковом начинается полоса отселённой территории. Такие были созданы перед началом Великой Отечественной войны. Судя по полному отсутствию поселений, эти территории так и остались буферной зоной.

 Мы всё более и более тревожно поглядывали на индикатор бензобака. Он мигал всё чаще и, наконец, загорелся почти непрерывным светом. Перспектива оказаться посередине леса в гордом одиночестве, без всякой надежды встретить хотя бы одну проезжую машину, которая поделится бензином, нас как-то не вдохновляла. На наше счастье, наконец, нашлась заправка. Эффектного конца бензина в 10 метрах от заправки не получилось (к счастью!), и мы честно залили полный бак. Наш водитель вздыхал, по поводу сомнительного качества бензина в этом заброшенном месте, но оказалось, что он был не прав. Бензин оказался не чуть не хуже, чем на фирменных заправках, которые есть ближе к границе, а стоил существенно меньше.
 Едем дальше. В какой-то момент мы уже засомневались, а не проехали ли мы случайно мимо границы? Как-то уж всё слишком красиво, ухожено и умиротворённо выглядело. Наши сомнения почти сразу рассеял закрытый на амбарный замок шлагбаум, перегораживающий дорогу. Мы остановились перед ним и начали соображать, куда это мы заехали и где мы свернули не в ту сторону. Оказалось, что всё правильно. Из кустов вылез юный пограничник с автоматом Калашникова (мы его сразу прозвали "партизаном с берданкой") и потребовал предъявить все наши документы. После тщательного изучения всех наших бумаг (в т.ч. "Паспорта собаки"), он пожелал нам "Сча-а-а-а-а-а-стливого пути!", отпер замок и отволок в сторону шлагбаум. Мы проехали, и он поволок шлагбаум обратно, чтобы снова его закрыть. Граница - на замке. В прямом смысле слова.

 Мы радостно и наивно понадеялись, что это "уже всё". Минут через 30 надежда сменилось недоумением по поводу отсутствия "партизана" с латышской стороны. Ох, как мы ошибались! Это был только первый отсев. Примерно через полчаса мы увидели огромную очередь из грузовиков. Мы честно пристроились в хвост и с тоской представили, сколько будем стоять. Я пошёл к мужикам, жарившим неподалёку сосиски на костре, чтобы выяснить, как долго они стоят. Естественно, они удивлённо на меня посмотрели и сказали, что это очередь только для грузовиков. Легковушкам - ехать отдельно.
 Мы радостно покатили вперёд и остановились перед въездом на погранпункт, где у нас ещё раз проверили все документы и открыли очередной шлагбаум.
 Я не буду описывать устройство пограничного пункта, просто скажу, что он чем-то похож на современные заправки. Страховку для провоза машины на территорию Латвии мы оформили за какие-то копейки там же. Досматривать нас не стали. Единственный смешной эпизод был прямо при въезде. Молоденький солдатик хмуро подошёл к нам и предложил выйти из машины. Потом так же хмуро спросил: "Кто водитель?", глядя почему-то на нашу собако-кошку. Похоже, наш водитель разочаровал его своим ответом. Солдатик недоверчиво посмотрел на него, потом на кошку, сказал: "Ждите!" и ушёл. Больше мы его не видели. Паспорт собако-кошки не пригодился.

 Латышские пограничники сверили номера машины с техпаспортом и велели нам побыстрее проезжать. Робкая попытка заикнуться о кошке никакого впечатления на них не произвела, они просто махнули нам рукой.

 То, что мы въехали в другой мир сразу стало понятно после выезда с пограничного пункта. И не столько по знакам, сколько по покрытию автодороги. Помните Гоголя: "В России есть две беды: дороги и дураки"? В Латвии явно первая из этих двух бед отсутствует - дорога была великолепной на всём протяжении нашей езды по Латвии (P.S. Про вторую беду я ничего не говорил. Все вопросы - к Гоголю!).

 В Латвии народ традиционно живёт хуторами. Достаточно часто мы видели поля и новенькое оборудование для их обработки рядом с одиноким домиком и подсобными помещениями. Красиво!

 Напуганные рассказами о жутких размерах штрафов за превышение скорости, мы честно плелись на скорости в 10 км/ч меньше максимально допустимой. В конце концов, нам надоело, что нам все обгоняют, и мы поехали "как все". Как и в России, водители предупреждают друг друга о полицейских на дорогах морганием фар.
 Наконец, доехали до Резекне. Шоссе раздваивалось. Красные километровые столбы и узенькая дорожка уходила прямо, синие столбы и широкое шоссе - направо. Подумав, мы решили ехать направо. Поплутав по Резекне, мы решили заехать на первую встречную автозаправку и там поинтересоваться, как нам ехать по направлению к Риге. Конечно же, нам надо было придерживаться дороги, обозначенной красными километровыми знаками.
 Дальнейшее путешествие поисходило без особых событий, за исключением того, что мы все (включая водителя и кошку) умудрились одновременно заснуть и чуть не врезались в автопоезд на встречной полосе. Вовремя проснулась моя жена и дёрнула нашего водителя за рукав...
 Приехав в Ogre (а именно Ogre был целью нашей поездки), мы тут же завалились спать. Я проспал 10 часов, жена - 12, а наш водитель - все 26 (не просыпаясь).

 Обратно мы выехали так же вечером, заправившись на местной заправке. Самым неприятным моментом было восьмичасовое стояние на границе. Сначала мы грешили на латвийских пограничников, но они пропускали машины очень быстро, как только освобождалось место на российском КПП. А российские пограничники... Из этих восьми часов около трёх мы сидели в нейтральной зоне. На КПП работала одна бригада, которая вечно убегала на 20 минут в подсобку, дав очередное ценное указание (типа: "Откройте-багажник-я-щас-приду!").
 Обратно мы ехали значительно быстрее (без груза, днём), начихав на все ограничения по скорости...
 Выводы:

  • Ездить на машине в Латвию - это здорово
  • Ездить ночью - совсем здорово
  • Российские КПП - полное "Г" для автомобилиста
 Если Вы соберётесь в Латвию на автомобиле, не рискуйте, заправляйтесь топливом до того, как лампочка у Вас начнёт мигать. Успехов и приятного путешествия!

 Хельсинки-Таллин-Огре

Поездка из Хельсинки в Латвию у нас намечалась давно: сразу, как только мы купили машину. Первая поездка состоялась ещё в ноябре 2001 года, поэтому этот рассказ будет обобщением того, что мы видели по пути. (...)

 Как оказалось, можно было ехать по объездной дороге, через Kabli-Treimani-Matsapole-Ikla. У Ikla дорога ведёт на пограничный пункт (меня всё занимает вопрос: а что если просто поехать прямо, а не сворачивать на пограничный пункт?)
 На Эстонско-Латвийской границе стоит т.н. объединённый пропускной пункт. Это значит, что при въезде на территорию Латвии проверяют только латыши. Эстонский КПП при этом Вы просто объезжаете. Если ехать обратно (из Латвии в Эстонию), то проверяют только эстонцы. Естественно, очереди на границе разные для грузовиков и легковушек.
 По поводу очередей. Единственный раз мы ехали в субботу и напоролись на очередь. Простояли минут 20. Вот и вся очередь...
 Оформление въезда занимает очень мало времени. Смотрят номер кузова, колличество вещей. Вещи обычно не открывают. При выезде с латвийского КПП Вас встречает предупреждение об ограничении скоростей: 90/50...

 По Латвии

 Субъективно проезд по Латвии отличается от проезда Эстонии. Почему-то латвийская природа кажется менее строгой. Более, художественной, что ли. Возможно, это просто мои впечатления, сложившиеся от общения с людьми в обоих странах, которые я перенёс и на природу.
 Сразу за границей, минутах в пяти езды, есть заправка. Там можно остановиться, купить воды, сходить в туалет. Там малолюдно, да и расположена заправка прямо на дороге, поэтому рекомендую именно её. Если Вам нужен латвийский номер телефона, то на этой же заправке Вы можете купить "Золотую рыбку" или О-карте. После этого Ваш мобильник будет иметь латвийский номер, который Вы можете честно сообщить друзьям.
 Дорога на участке от границы (Айнажи) до Салацгривы проходит мимо моря. Это - Видземское взморье. В летнее время тут хорошо отдыхать: Юрмала переполнена, а здесь народу мало. Подробнее об этом я расскажу позже.
 Будьте осторожны: тут в лесу прячутся местные "гайцы": дорожная полиция. Превысите - штрафанут. Хотя часто удаётся и договориться. За 20 лат Вам неофициально "простят" любое превышение. А могут и не простить.

 Салацгрива - город протянувшийся вдоль моря. Приходится тащиться на 50 км/ч очень долго. Зато после города начнётся великолепнейшая новенькая дорога, с обочиной в полполосы. Вот бы все дороги были такими...
 Во время езды по автомагистрали А1 можно останавливаться на отдых. Тут есть очень много съездов в лес. Просто внимательно смотрите на знаки. В некоторых местах съезд запрещён, поэтому останавливайтесь только там, где есть соответствующие знаки.

 Следующим на пути появляется Саулкрасты. Не менее длинный, чем Салацгрива. И не менее нудный для водителя. После Финляндии меня утешал вид латвийских девушек. Они намного разнообразнее одеваются и, в целом, симпатичнее. Так что маленькая скорость может быть и плюсом. :)
 После Саукрасты часто появляются указатели на Ригу. Если Вам туда - не прозевайте поворот: дорога А1 через Ригу не проходит. Мы ехали в Огре по А4, потом через Тинужи.
 Вся дорога (если не превышать скорость) занимает примерно 6 часов на машине и 4 часа на пароме. Всего тут не описать, но прокатиться по трассе стоит. Домики, животные, люди... Это интересно посмотреть.

 Лиелварде-Дендрологический парк-Кокнесе

 Предисловие

 Машина - вещь хорошая. Хотя бы потому, что она не ограничивает свободу передвижения. Имея машину, можно ехать куда глаза глядят и останавливаться где хочешь. Ты не привязан к электричкам, попуткам, времени суток. Лишь бы машина была исправна и был бензин.
 Отпуск летом 2002 года мы проводили в Латвии. Сначала хотели ехать в Тунис, на море, но не сложилось. Поехали снова в Латвию и ничуть об этом не жалеем. Погода была жаркой, всю программу выполнить не удалось, но кое где мы побывали. Я в очередной раз поразился тому, какие красивые места есть в Латвии. Наверно, для того, чтобы их видеть, надо быть гостем в стране.

 Лиелварде

 Лиелварде находится по пути из Риги в Даугавпилс. Мы ехали из Огре, который расположен между Лиелварде и Ригой. Погода была хорошей, не очень жаркой, как раз для путешествия. План был таков: заехать в несколько мест обязательно и останавливаться везде, где нам понравится. Первым из запланированных мест был город Лиелварде. Точнее не сам город, а восстанавливаемое там деревянное поселение древних латышей.

 В средние века люди селились вокруг замков. Замок обеспечивал защиту и укрытие при набеге недружественных племён, соседей или просто проходящих мимо племён. За эту защиту жившие там люди обызаны были платить некую дань хозяину замка. А его обязанностью было поддерживать замок в обороноспособном состоянии и предоставлять людям убежище в случае необходимости.
 Замок в Лиелварде восстанавливается на частные средства. Вход там платный, но цена небольшая. Замок стоит того, чтобы осмотреть его изнутри.
 Снаружи замок окружён частоколом для защиты от нападающих с коней. Вокруг есть небольшой ров. Наверняка он был гораздо больше в средние века. По верху забора (если так можно сказать) идёт дорожка, по которой прогуливаются дозорные. Внутри изгороди - домики, очаг, помещения для животных и, конечно же, специальное помещение для владельца замка.

 Очень интересно бродить и рассматривать эту реконструкцию. Как Вы думаете, что изображено на этом фото? Это заглушка для окна. Надо было хранить тепло, больших окон тогда не знали, их делали лишь для вентиляции, а затыкали вот такими заглушками.
 Сами домики - тоже небольшие и невысокие, там нельзя стоять в полный рост (в средние века люди были ниже). В жилых домиках, как правило, есть прихожая, комната и спальное место. Вход в домики почему-то приподнят над землёй. Возможно, это сделано для защиты от ливней и затекания воды в дом.
 В центре замка расположен стобие с изображением национального героя Латвии Лаачплээсиса. Это место является одновременно географическим центром Лиелвардского района. С большим интересом я узнал, что в Латвии была своя координатная система. Поистине, интересный народ!

 Продолжение следует...

Сайт управляется системой uCoz