Данута Дембовская Коммерсант Baltic Daily, 15 июля 2004

ПРОСИМ УБЕЖИЩА. КЛИМАТИЧЕСКОГО

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

В летних кафе пустуют столики под промокшими зонтиками, подмерзший народ после прогулки предпочитает выпить горячего чая, а не пива, да и мороженого что-то не очень хочется. Лето в Латвии то ли еще не началось, то ли уже кончилось. Как выкручиваются в этой ситуации предприниматели, чей бизнес процветает в жару?

Я сейчас прогнозирую, что по сравнению с прошлым годом объем продажи пива упадет примерно на 8—10%,— четко сказал в разговоре с Kb исполнительный директор Латвийской ассоциации пивоваров Янис Дуклавс.— Особенно плохо идут дела у летних кафе — за несколько дней им удается продать всего пару бочек пива. В супермаркетах ситуация немного лучше.

Действительно, Rimi, например, сообщила, что в ее магазинах объем продажи пива и прохладительных напитков по сравнению с предыдущим годом только увеличился. Правда, благодарить за это надо не погоду, а то, что Rimi за минувший год увеличила число торговых точек в провинции, наверняка доведя тем самым до банкротства небольшие магазины.

Председатель правления компаний Alus Avots и Varpa Сергей Ванин признает, что если бы стояла жара, объем продаж вырос бы в два раза по сравнению с сегодняшним. Спасает одно — марка известная, поэтому есть постоянные покупатели. Вообще на объем продаж пива повлияла не только плохая погода, но и одобренный весной Сеймом запрет торговать пивом с 22.00 до 7.00.

А вот производители мороженого холодным потом от прогнозов погоды не покрываются. Rigas piensaimnieks по сравнению с прошлым годом увеличил объем продажи на 29%. "Конечно, мы бы хотели, чтобы лето было более солнечным, но, вообще-то, грех жаловаться,— сказала Kb менеджер по общественным отношениям R­gas piensaimnieks Рита Воронкова.— Дело в том, что изменилась потребительская психология. Раньше больше всего мороженого продавалось на улице: человек шел, ему стало жарко и захотелось купить мороженое. Теперь основное место покупки мороженого — супермаркеты. Мороженое из сугубо сезонного продукта превратилось в продукт, приобретаемый в течение всего года. Оно играет роль сладкого деликатеса. Потребитель теперь не просто покупает какое-либо мороженое, а ищет новинки, экзотику". Играет, по словам Воронковой, и раскрученность брэнда, что вынуждены учитывать производители. Так, под самой популярной маркой Tio теперь продается не только сливочное мороженое, но и менее модный в Латвии замороженный сок.

Впрочем, их конкуренты из фирмы Margota смотрят на жизнь куда менее оптимистично. "Погода влияет на покупательский спрос больше, чем цена. Если стоит жара и человек хочет мороженого, он его купит, даже невзирая на стоимость,— говорит представитель производящего мороженое предприятия Margota Атис Риекстиньш.— Потери мы пока не подсчитывали, но если сравнивать нынешний объем продаж с объемом продаж прошлого лета, то разница составит примерно 20%".

Вита Ермоловича, член правления Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов, считает, что погода никоим образом не скажется на гостиничном бизнесе: "Люди-то планируют свой отпуск заранее — весной, когда можно только гадать, какой будет погода. Да и потом — холодно ведь не только в Латвии, но и во всей Европе! Так что мы прогнозируем, что гостиницы закончат сезон с хорошими итогами. В больших, традиционно заполняющихся гостиницах прирост составит примерно 10—15%, а в маленьких отелях приблизится к показателю в 20—30%. Сейчас если один человек приедет в Ригу, то он, конечно, место в гостинице себе найдет, но если приедет группа из 30 человек, то без предварительного резервирования номеров им будет довольно сложно поселиться в одном отеле".

Солвейга Фрейберга, директор Информационного туристического центра Юрмалы, считает, что холода не скажутся на успехах города-курорта: "Думаю, мы придем к тем же показателям, что и в прошлом году. Впрочем, тут важно понимать, что из ямы пока так и не вылезли!" В то же время Фрейберга признает, что снять номер в гостиницах не так-то просто — свободных мест нет. Хотя по сравнению с прошлым годом в Юрмале возросло количество мест размещения туристов — с 36 до 52. В основном курорт прирастает маленькими оригинальными гостиницами, рассчитанными на 4—40 человек. "Из-за плохой погоды отменяют поездки в Юрмалу скорее рижане,— говорит она.— Европейцы же — народ дисциплинированный. Дату отпуска они назначают задолго до самого отдыха, а стало быть, планируют его заранее. И никакая плохая погода им не мешает. Что же касается туристов из стран СНГ, то для них сезон еще не открылся: традиционно они приезжают в конце июля, когда в Юрмале начинается череда фестивалей "Юрмалина", КВН, "Новая волна" и так далее".

А вот предприятие Latvijas dzelzcels Pasazieru vilciens из-за плохой погоды убытки несет в связи с небольшим числом пассажиров, едущих в Юрмалу и Вецаки. "Вот такое у нас лето",— грустно прокомментировал пресс-секретарь предприятия Гирт Тимротс.

На доходах дорогих магазинов, торгующих летней одеждой, погода не сказалась. "Летнюю коллекцию раскупили. Единственный товар, который пошел хуже, чем обычно, — это шелковые платья",— сообщила Kb совладелица сети магазинов Naf-Naf Диана Агрума. Продавцы в магазинах Bergs и Tosсani тоже говорят, что летние вещи, в том числе и купальники, модницы скупают активно. Видимо, они просто поверили синоптикам, обещавшим жаркий июль. Последняя надежда — на август.

Впрочем, у покупателей Tosсani есть возможность поносить обновы не только на нашем взморье, но и на Средиземноморье. А вот народ победнее, закупающийся на рынке, на погоду отреагировал сразу. Нынешнее лето может стать для "челноков" последним: мало того, что со всех сторон прижимают магазины, так еще и погода подвела. "Как торговля? Да никак! — махнула рукой продавец Елена, имеющая "точку" на рынке в Плявниеки.— При 25 градусах в день одна торговая точка могла продать порядка 5—6 вещей — шорты, ну и майки, конечно. Этим летом в день уходит одна вещь, максимум две. С купальниками ситуация та же".

И наконец — об урожае. Наши бедные крестьяне уже затянули унылую песню насчет грядущего недорода, хотя еще на прошлой неделе (!) сельские профсоюзы трубили о предстоящем ударном урожае. Вчера Совет по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций объявил о прогнозируемых убытках в 1,382 млн. Ls. Мало? Так это только "из-за весенних холодов". О дождливом лете речь пока не шла.

Сайт управляется системой uCoz