Страницы:
1 , 2 , 3ИСТОРИЯ ЛАТВИИ. Часть первая.
(Статья, в основном, скомпилирована с подборки статей на
http://skola.ogreland.lv/istorija/index.htm)
Главная |
Первые люди Латвии и их занятия Судя по данным археологических раскопок, первые люди на территории Латвии появились в IX тысячелетии до н.э. Это были охотники, которые в самом конце эпохи раннего камня, преследуя стада северных оленей, проникли на берега Балтийского моря из южной части Европы. В Латвии обнаружена всего одна стоянка этих первобытных охотников на правом берегу Даугавы, в населенном пункте Лаукскола вблизи Саласпилса. Земледелие и скотоводство Латвии в древности Примерно во II тысячелетии до н.э. на территории Латвии наступила эпоха ранних металлов, появились первые предметы из бронзы (сплава меди и олова). В этот период началось развитие земледелия и скотоводства. Первоначально земледелие стало зарождаться еще в конце каменного века с применением примитивных орудий труда, изготовленных из камня, кости или дерева. Возделывались свободные от леса участки, семена зарывались в почву, взрыхленную мотыгой. По мере совершенствования каменных и костяных орудий труда, а также с началом использования орудий труда из металла, появилась возможность заниматься подсечным земледелием — на больших площадях вырубали деревья и здесь же их сжигали. При этом огонь уничтожал дерн, а зола служила удобрением. Почву обрабатывали мотыгой, а, начиная примерно с конца I тысячелетия до н.э. — с помощью плуга, в который впрягали домашний скот. Подсечное земледелие требовало большой силы, поэтому им могли заниматься только мужчины. В первые века нашей эры в Латвии наступила эпоха раннего железа. Люди научились добывать железо из местной болотной руды, отпала необходимость ввозить металл из других мест. Железные орудия труда пришли на смену изделиям из камня, кости и бронзы. При использовании железных орудий труда требовалось меньше рабочей силы. Рост производительности труда отразился на результатах человеческой деятельности — для удовлетворения своих жизненных потребностей людям больше не требовалось объединяться в такие большие коллективы, как раньше. Следовательно, отпала необходимость в совместном труде всей общины. Из родовых общин стали выделяться отдельные так называемые большие семьи, состоявшие из кровных родственников, принадлежавших к нескольким поколениям. Большие семьи в хозяйственном отношении были независимы от остальной родовой общины — они владели собственным имуществом, которое использовали по своему усмотрению. Происхождение древнейших жителей Латвии остается невыясненным. Скандинавские народы — предков современных датчан, шведов и норвежцев — привлекала возможность контролировать удобные торговые пути, которые через территорию Латвии вели на восток. Скандинавские мореходы — викинги (варяги) — были одновременно и торговцами, и пиратами. Они неоднократно предпринимали попытки покорить народности, проживавшие на территории Латвии, основать здесь свои опорные пункты и собирать дань с местных жителей. О набегах викингов на территорию Латвии повествуют древние скандинавские сказания — саги, а также высеченные на камнях письмена — руны, посвященные памяти павших на чужбине викингов. Первые сведения о нападениях скандинавов на территорию Латвии датируются V веком. Древняя сага рассказывает о некоем Старкадаре, который вместе со славянским правителем Вино отправился в военный поход против народов, проживавших на побережье Балтики. В начале VI века викинги вторглись в районы, расположенные вблизи реки Лиелупе и в нижнем течении Даугавы, но это вторжение было отражено земгалами. Около 650 года чужеземцам удалось закрепиться в окрестностях нынешней Гробини и основать там укрепленные купеческие поселения, которые одновременно служили военными опорными пунктами для дальнейших завоеваний. Эти поселения просуществовали почти 150 лет, до начала IX века, когда курши подняли восстание против завоевателей и прогнали их. В 853 году на Курсу напали датчане, однако, их нападение было успешно отбито куршами. Вскоре после этого шведский король Олав завоевал древние города Зебург (Гробиня) и Аполе в Курсе и заставил куршей платить ему дань. Набеги скандинавов продолжались также и в Х—XI веках. В свою очередь, воины из Курсы часто устраивали набеги на скандинавские земли, грабили прибрежные поселения и нередко возвращались с богатой добычей и пленными. Попытки русских феодалов подчинить прибалтийские земли Торговые пути, которые, проходя через территорию Латвии и Эстонии, связывали Восток и Запад, привлекали к себе внимание русских князей и купцов. В IX веке полоцкие и псковские князья стремились закрепиться на водных путях по Даугаве и Гауе, а также контролировать торговые пути на территории Эстонии. Боевые дружины русских князей вторгались в латгальские, ливские и эстонские земли, грабили и разоряли их вводили жителей в плен. Полоцким князьям удалось закрепиться на Средней Даугаве. В Ерсике и Кокнесе ими были созданы опорные пункты, в которых стояли русские боевые дружины. Окрестные латгалы и ливы были вынуждены платить завоевателям дань. |
Хозяйственное развитие Латвии в Х—XII веках В Х—XII веках основным занятием жителей Латвии было земледелие. Значение охоты и рыболовства уменьшилось. При обработке земли пользовались сохой, снабженной железными сошниками, — с ее помощью можно было поднять дерн и взрыхлить почву, а также внести в землю навоз и семена. На смену подсечному земледелию пришло пашенное, стало применяться двуполье, а позже, где это было возможно, использовалась также трехпольная система. Выращивали как яровые, так и озимые культуры (в основном ячмень и рожь). Помимо этого получали урожаи овса, гороха, льна, конопли и других сельскохозяйственных культур. Начало формирования в Латвии феодальных отношений. 12 век Власть знати постепенно укреплялась. Земледельцы, страдающие от постоянных набегов, попадали во все большую зависимость от владельцев замков и их боевых дружин. Как хозяйственная, так и, политическая власть постепенно перешла в руки знати. Ее представители играли решающую роль на народных собраниях, в вопросах войны и мира, при выборах военачальников, а также при заключении различных договоров с другими народами. В собственность знати перешли свободные общинные земли, которые она раздавала воинам своих боевых дружин в качестве вознаграждения за службу. Зарождение ранних государственных образований в Латвии в период до 13 века Существовавшие на территории Латвии к концу XII века союзы (объединения) племен положили начало древнелатвийским народностям: -куршам, - земгалам, -латгалам, -селам.В Латвии, кроме того, жили также близкие по происхождению к эстам ливы. Народность — это общность людей, возникшая в результате объединения и слияния нескольких племен. Для народности характерен единый язык, в котором могут сохраняться языковые особенности отдельных племен, общая территория проживания, общность хозяйственной и культурной жизни. Жители каждого поселения платили различные подати старейшине своего округа, владевшему замком. Эти подати носили название “пагаст”. Позднее пагастом стали называть округ, в состав которого входили территории одной или нескольких деревень. Несколько таких округов (пагастов) объединялись в замковый округ, в центре которого находился замок правителя с окружающим его ранним городом (городищем). Замковые округа объединялись в “земли”, или “края”. Разделение на земли территории, занятой куршами (Курса), произошло уже в конце IX века. КУРСА КУРСА (Kursa), древнелатышская историческая область, населенная куршами. С 13 в. Курземе. К концу XII века в состав Курсы входили: -Бандава, -Вентава (в нижнем течении Венты, -Пиемаре с городищем Гробиня, -Цеклис с городищем Апуле, -Ванема с Талси. А также покрытая непроходимыми лесами территория между Скрундой и Земгале. Курса имела в своем составе также Пилсатс (на территории современной Литвы, в окрестностях Клайпеды). Наиболее видным правителем Курсы был Ламекин, которого называли королем Курсы (его имя упоминается в письменных источниках). Ламекин правил в Бандаве, Вентаве и Пиемаре. ЗЕМГАЛЕ На территории, которую населяли земгалы, было известно семь земель>: -Добе, -Спарнене, -Силене, -Ракте, -Добеле, -Тервете, -Упмале. Наиболее значительные из них — Упмале и Тервете. В Упмале находились крупные торговые центры — Межотне и Даугмале (с XI века их население в основном состояло из ливов). Остальными землями в Земгале управлял правитель Тервете Виестартс. В конце XII века началось объединение земгалов. Под влиянием находящейся по соседству Руси на территории латгалов и селов образовались ряд мелких государств. Наиболее значительным из них была Ерсика, правитель которой Висвалдис унаследовал право на управление ею от своего отца. В состав Ерсики входило много замковых округов: Асоте, Цесвайне, Марциена, Аутине и другие. Городище Ерсика было важным общественным, торговым и ремесленным центром. Из других государственных образований латгалов следует упомянуть Кокнесе, которым управлял Ветсеке (не исключено, что древний хронист при написании его имени имел в виду общественное положение правителя Кокнесе — старейший, по-латышски - "вецакайс"). На территории, населенной латгалами, находились также Талава с замком Беверина и Атзеле с замком в Алуксне. Талавой правил Таливалдис вместе со своими сыновьями. В Селии было по крайней мере пять замковых округов; крупнейший замок, окруженный крупным городищем, находился в Селпилсе. Ливы обитали вблизи Даугавы, Идумеи, Турайды и Метсеполя, однако у них не было своих государственных образований. В округе Даугава было несколько важных торговых центров: Рига, Саласпилс, Икшкиле. Поселения купцов были также в Лиелварде и Айзкраукле. Ливы населяли также северную часть Курсы вдоль побережья моря. В окрестностях Цесиса жили венды (народность, близкая к ливам), пришедшие туда из поселений, располагавшихся вблизи устья Венты. Христианство в Латвии в период до Xlll века В XII веке в Ерсике и Кокнесе уже действовали православные церкви, в которых богослужение вели как русские, так и латгальские священники. Христианство приняли правитель Ерсики Висвалдис, Таливалдис со своими сыновьями в Талаве и правитель Кокнесе Ветсеке, однако в народе христианская вера распространялась медленно, люди продолжали поклоняться божествам своих предков. Взаимоотношения народностей, населявших Латвию, Литву и Эстонию Населявшие территорию Латвии, курши, земгалы, селы и латгалы и населявшие территорию Литвы аукштайты и жямайты были балтами, в то время как ливы и эсты принадлежали к угро-финским народностям. КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ ЛАТВИИ В Х—ХII ВЕКАХ В условиях господства натурального хозяйства, когда все необходимое для жизни человека производилось на месте для собственного потребления, ремесла — как особая отрасль хозяйства — не имели особого значения. Тем не менее, некоторые ремесла уже существовали самостоятельно. Обработка металла как особое ремесло существовала уже с III века, однако, в то время кузнец еще не был в состоянии своим трудом прокормить себя. В период с V по IХ век мастера, занимавшиеся обработкой металла, все чаще стали работать исключительно для продажи путем меновой торговли. Возросло производство железа из местной болотной руды. Из других стран ввозили серебро, бронзу и даже золото. К началу Х века обработка металла превратилась в самостоятельное ремесло. Во всех ранних городах, а также в отдельных замках и деревнях имелись мастерские по обработке металла. Оружейных дел мастера, кузнецы, производившие орудия труда, а также ювелиры достигли высокого мастерства. Окрестные жители могли приобрести все необходимые изделия из металла непосредственно у мастера в его кузнице. Значительную часть металлических изделий скупали купцы. Мечи и копья, изготовленные куршскими кузнецами, вывозились к латгалам, ливам и эстам. Эти предметы найдены и в Швеции. Изделия латвийских ювелиров обнаружены на острове Готланд и в континентальной части Швеции. В Х веке в Латвии стал применяться гончарный круг, использование которого облегчало и ускоряло изготовление глиняной посуды. Благодаря этому гончарное дело также выделилось в самостоятельное ремесло. Высокого уровня достигло и мастерство изготовителей одежды. Несмотря на то, что изготовление одежды оставалось домашним промыслом, одновременно - наблюдалось зарождение ткачества как самостоятельного ремесла. Ремесленники пользовались благосклонностью правителей и зажиточных слоев общества. Благодаря продаже своих изделий они становились зажиточнее, чем простые землепашцы Строительство в Латвии в 10-13 веках Древнейшими постройками в Латвии были хижины, которые строили из поставленных вертикально стволов деревьев, связанных между собой прутьями. Построенные таким образом стены обмазывались глиной. В центре жилища находился сложенный из камней очаг, который служил для обогрева помещения и приготовления пищи. В связи с развитием земледелия и скотоводства возникла потребность в прочных и крепких строениях. В Латвии появились избы, которые складывались из бревен. Бревна слегка обтесывали, делали на концах зарубы и укладывали рядами друг на друга. Подобные постройки называются срубными. Крыши строений покрывали берестой или еловой корой, поверхность которой обмазывали глиной или покрывали дерном. Позднее кровлю стали изготавливать также из соломы или тростника. Избы не имели дымохода - дым очага выходил наружу через щели в кровле. Вместо окон вырубались небольшие отверстия, которые прикрывались досками. Лес для строительства подвозился на лошадях или сплавлялся по рекам. |
Одежда и украшения на территории Латвии. Орнаментальные узоры Уцелевшие остатки одежды, найденные в местах захоронений Х—XII веков, дают возможность судить о том, какую одежду и украшения носили предки латышей. Мужчины носили длинные рубахи и штаны, сшитые из льняной ткани. Поверх рубахи надевался шерстяной кафтан. Как рубаха, так и кафтан застегивались у шеи особой булавкой или кольцевидной пряжкой (sakta). Кафтан был украшен бронзовыми спиральками и различными подвесками. Его носили с поясом — тканым или изготовленным из кожи и украшенным чеканным металлом. У пояса обычно носили нож или другие необходимые предметы. Воины прикрепляли к поясу меч. На ногах носили обмотки из шерстяной ткани, которые наматывались до колен. Обували кожаные постолы или лапти, плетейные из липового лыка. Богатые люди носили кожаные башмаки или сапоги. У всадников на сапогах были шпоры. Шапки шили из шерстяной ткани или звериных шкур, особенно из куницы, и украшали их бронзовыми спиралями. Необходимым элементом одежды была накидка из шерстяной ткани. Зимой носили меховые накидки пли шубы. Самым большим богатством латышского народа, которое в памяти людей сохранилось на протяжении веков вплоть до наших дней, являются народные песни. Нет другого такого народа в мире, который бы обладал таким достоянием: латышскими фольклористами записано более миллиона народных песен. Латышские народные песни свидетельствуют об удивительной наблюдательности предков латышей, о поэтическом восприятии ими окружающего мира, дают разностороннее толкование природных и общественных явлений. В народных песнях находит отражение вся жизнь человека — от рождения до смерти, они рассказывают о труде земледельца, скотовода, охотника и ремесленника, о взаимоотношениях между различными слоями населения, о религиозных представлениях. Сравнительно мало песен посвящено войнам. Это указывает на то, что основным занятием предков латышей был мирный, созидательный труд. ( Или на то, что военные песни хуже пережили вековую подчинённость - кроме того, большинство песен пелось женщинами, а их войны традиционно не увлекают.)Сказки и сказания также были известны уже в седую старину. Они отражают попытки человека понять явления окружающей природы и общественные отношения. Сказки повествуют о труде и противостоянии людей силам природы. В них всегда побеждают добро, трудолюбие, ум, зло, лень и невежество получают по заслугам. В сказаниях предки латышей пытались дать объяснение различным явлениям природы, происхождению людей, растений и животных, возникновению гор и вод. В пословицах и поговорках нашли отражение жизненные наблюдения и опыт. Развитию умственных способностей и наблюдательности в значительной мере способствовали загадки. С песнями непосредственно связаны танцы. Они имеют очень древнее происхождение. Первоначально танцы были связаны с охотничьей магией, а позднее — и с культом предков. Танцы сопровождались музыкой. Музыкальные инструменты — различные ударные инструменты и свирели — были известны уже во II тысячелетии до н.э. В XII веке были широко распространены как духовые, так и струнные инструменты: свирели, трубы, рожки, кокле (род гуслей), а, кроме того, различные ударные и шумовые инструменты. Свирели изготавливали из дерева или кости, трубы — из коры деревьев, рожки — из рогов животных. Религиозные верования латышей Мифология древних латышей доказывает, что она была мировоззрением крестьянского общества. Модель строения мира у древних латышей состояла из видимого и невидимого мира. В структуру включена идея жизни после смерти на земле. Идея жертвенности выполняла несколько функций: мольба о помощи и благодарность за нее, дать клятву и принести жертву на чью-либо смерть. Объекты жертвоприношений были двух типов: бескровные и связанные с кровопролитием (животные). Местами совершения культовых обрядов на территории Латвии были холмы, пещеры, священные рощи, деревья, камни. Нет строго определенного пантеона божеств. Народный праздник летнего солнцестояния — Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями. В период распада первобытнообщинного строя из родовой общины выделились большие семьи, которые дали начало группам связанных родством людей — родам. С образованием малых семей — хозяйств, принадлежавших одной-единственной семье, — родственные связи между членами данного рода сохранялись. Этих людей называли родичами. Всех мужчин одного рода называли братьями, а женщин — сестрами. Людей, принадлежавших к другим родам, называли “народом” (tautas). Брак между членами одного рода запрещался, поэтому “братья” брали себе в жены “дочерей из народа” (tautu meitas), а “сестры”, в свою очередь, “уходили в народ”, то есть становились невестами “сыновей из народа” (tautu dēli). Родственники жениха “из народа” и родственники невесты становились “друзьями”. В конце XII века у латвийских берегов стали появляться торговые суда немцев. Пользуясь водным путем по Даугаве, немецкие купцы все дальше и дальше продвигались в глубь территории. Местные жители были дружелюбно настроены по отношению к купцам и охотно торговали с ними. Чтобы увеличить объем торговли, в ливском поселении Икшкиле на Даугаве были устроены товарные склады. Купцов обычно сопровождали священники. Около 1184 года монах Мейнхард, ознакомившись с местными условиями, пришел к выводу, что, обратив в христианскую веру местных жителей, возможно умножить богатство католической церкви. В то время на ливские земли вторглись литовцы. Мейнхард пообещал ливам, что защитит их от завоевателей, но для этого им необходимо лишь принять христианскую веру. Ливы приняли это предложение. Мейнхард пригласил с острова Готланд ремесленников, которые за короткое время (в 1185—1186 годах) построили в Икшкиле каменный замок и церковь. Однако эти начинания Мейнхарда не имели большого успеха, поскольку ливы обманули его и не пожелали отказаться от богов своих предков и древних обычаев. Тогда монах обратился за помощью к папе римскому, который объявил против ливов крестовый поход. Всем, кто именем христианской веры отправился в эти далекие земли, было обещано отпущение грехов. В ряды крестоносцев вступали как искатели приключений, так и те, кого в своей стране преследовали за нарушение законов. Папа назначил Мейнхарда епископом, то есть верховным священнослужителем всех завоеванных в будущем земель. Формирование войска затянулось. Мейнхард скончался в 1196 году, так и не дождавшись помощи. На его место епископом ливских земель был назначен аббат (настоятель монастыря) Бертольд. Войско крестоносцев во главе с Бертольдом вторглось в ливские земли, убивало местных жителей, разоряло поля, жгло села. Ливы оказали самоотверженное сопротивление. В 1198 году в битве под Ригой воин Имаут (Иманта) убил Бертольда. Тем не менее, крестоносцы, будучи лучше вооружены, сломили сопротивление местных жителей. Ливы были вынуждены принять христианство и платить дань католической церкви. На смену Бертольду пришел епископ Альберт — коварный и умный человек. С благословения папы римского Альберт собрал в Германии и Данин новые полки крестоносцев. Прибыв в 1200 году в ливские земли, он созвал к себе всю местную знать, а затем приказал взять ее под стражу. В качестве выкупа за ее освобождение Альберт потребовал в заложники сыновей из знатных семей. Так с помощью хитрости Альберт застраховал себя от возможных нападений со стороны ливов. Взятые в плен заложники были отправлены в Германию. На пути из моря в Икшкиле по Даугаве немецким кораблям угрожала опасность нападения со стороны как ливов, так и земгалов. Кроме того, движение судов по Даугаве затрудняли пороги у Румбулы. Поэтому епископ Альберт в 1201 году принял решение основать укрепление у места впадения реки Рига (Ридзене) в Даугаву. Там уже существовало купеческое поселение, в котором жили ливы, земгалы и курши. В короткое время здесь вырос укрепленный город — Рига, в котором селились немецкие купцы и ремесленники. Для осуществления своих захватнических планов Альберту требовалось постоянное войско. Завербованные в Западной Европе крестоносцы обычно прибывали весной, а с началом осени возвращались домой. Поэтому с благословения папы римского Альберт основал в 1202 году Орден рыцарей Христа, или, как его стали называть позднее - Орден меченосцев. Члены ордена, или орденская братия, давали обет, который обязывал их отказаться от имущества и семьи, и бороться за распространение христианской веры, служить исключительно Господу Богу и церкви. Как знак отличия орденская братии носила белые накидки, на которых были вышиты красный меч и крест. На захваченных территориях обширные участки земли епископ раздавал рыцарям в ленное владение. В обязанность держателя лена, или вассала, входило участие со всеми имеющимися в его распоряжение людьми в военных походах. Одними из первых вассалов епископа были Конрад из Мейендорфа, который получил Икшкиле, и Даниель из Банерова, которому были предоставлены земли в Лиелварде. Для достижения своих целей епископ Альберт умело использовал разногласия, существовавшие между прибалтийскими народами, а также распри среди местных правителей. Совместно с земгалами воины ордена нападали на ливов и литовцев, вместе с латгалами устраивали набеги на эстонские земли, а вместе с ливами вторгались на территорию селов. Стремление отдельных правителей и старейшин округов к власти и богатству помогло завоевателям подчинять один округ за другим. С помощью даров и лести епископу Альберту удалось убедить правителя замкового округа в Турайде лива Каупо принять христианство, после чего он был направлен к папе в Рим. Пораженный увиденным в Западной Европе и жаждущий обогащения Каупо превратился в ревностного сторонника христианской веры и, следовательно, немецких захватчиков. Тем не менее, ливский народ героически сопротивлялся чужеземцам. Полоцкий князь Владимир, увидев, что может потерять влияние на торговом пути по Даугаве, пошел в 1203 году со своей ратью на Саласпилс. Однако из-за нависшей в то время угрозы нападения литовцев на Полоцк князь был вынужден вернуться. Правитель Ерсики Висвалдис совместно с литовцами пытался напасть на Ригу, но безуспешно. В 1205 году мужественное сопротивление немецким агрессорам было оказано ливами из Саласпилса под предводительством Ако. На стороне немцев боролись Каупо и другие принявшие христианство ливы. Ако пал в бою. Его голову в качестве доказательства своей победы воины ордена отправили епископу. В 1206 году на борьбу с захватчиками поднялись ливы из округа Турайда. На помощь немцам пришли земгалы во главе с правителем Тервете Виестартсом. Часть земгальского войска была передана в распоряжение Каупо. В этом сражении защитники Турайдского замка, в том числе ближайшие родственники Каупо, были убиты, а замок сожжен. Захватив Турайду, немцы стремились полностью завладеть торговым путем по Гауе. С этой целью в 1207 году в Цесисе был построен замок Ордена меченосцев — мощный опорный пункт агрессоров. |
Покорение латгалов и селов. Начало 13 века Сокрушив сопротивление ливов, епископ Альберт обратил свои силы против латгалов и селов, чтобы взять под контроль основной торговый путь — Даугаву. Понимая, что полоцкий князь не в состоянии помочь в борьбе с немецкими захватчиками, правитель Кокнесе Ветсеке заключил в 1205 году мирный договор с епископом Альбертом. В 1207 году Альберт пообещал Ветсеке помощь в защите Кокнесе от нападений литовцев. В качестве компенсации он потребовал отдать немцам некоторые из его округов, а также позволить расквартировать в Кокнесском замке военный отряд Ордена меченосцев. Отказавшись от этого предложения, Ветсеке приказал убить находившихся в замке немцев и сжечь замок, после чего он отправился вместе со своим войском на Русь. Немцы захватили всю территорию Кокнесе. Позже Ветсеке вместе с русским войском участвовал в борьбе с немцами на эстонских землях. (Он погиб в 1224 году под Тарту.) В 1208 году меченосцы переправились на левый берег Даугавы, разорили земли селов, захватили Селпилс и вынудили жителей Селии принять католичество. Немецкие купцы стремились также установить свой контроль над торговым путем по реке Венте. Отдельные вооруженные столкновения между куршами и немцами имели место еще в конце XII века. Свободу своей земли дольше всех отстаивали земгалы. Немецким завоевателям потребовалось почти целое столетие, чтобы установить свою власть над всей территорией Земгале. Немецким агрессорам удалось покорить народы Латвии и Эстонии ввиду значительного превосходства крестоносцев в вооружении и военном искусстве. Основным занятием крестоносцев была война, в то время как латышские и эстонские воины в основном были земледельцами. Захватчики умело использовали противоречия, существовавшие между местными народностями, распри среди правителей, старейшин округов и других знатных людей, их стремление к власти и богатству. Чтобы сохранить свое имущество, некоторые представители знати добровольно становились вассалами епископа или ордена. Первым народом, с которым столкнулись немецкие завоеватели на латвийских землях, были ливы. Отсюда возникло название “Ливония” (латинское Livonia — земля ливов). Позднее название распространилось на все латышские и эстонские земли, завоеванные немцами. Ливонский орден представлял собой военно-религиозную организацию, при вступлении в которую давался обет посвятить всю свою жизнь распространению христианского учения. Члены ордена, или, как их называли, братья, не имели права жениться и владеть каким-либо имуществом. Братья подразделялись на рыцарей и служителей культа (священников). Рыцари носили белую накидку с черным крестом. Кроме того, в ордене состояли еще так называемые полубратья, или прислужники. В отличие от братьев они носили серую накидку, отчего их и прозвали “серыми”. Рыцари составляли главный боевой костяк ордена — сильно вооруженную кавалерию. В состав орденского войска входили также наемные воины — ратники. Помимо постоянных членов ордена войско нередко получало пополнение в лице рыцарей из Западной Европы, прибывавших в Ливонию в поисках приключений. Военная и монашеская дисциплина шли рука об руку. Рыцарский кодекс оставался неизменным, количество рыцарских привилегий было сведено к минимуму. Одежда и оружие были однообразны. Все имущество монашествующего рыцаря ограничивалось следующим уставным перечнем: пара рубашек, пара бриджей, две пары обуви, один плащ, одна простыня, один спальный мешок, молитвенник и нож. Разрешалось иметь бороду, но волосы следовало стричь. Братьям-рыцарям не разрешалось носить фамильный герб. Его заменяли общий для всех меч и красный крест на плаще. Запрещены были все виды развлечений рыцарей средневековья (если не считать охоту; охотиться можно было только на волка и медведя без гончих собак). Спать полагалось в рубашке, бриджах и сапогах. Личные вещи хранились в сундуке, но завязывать его и тем более запирать строжайше запрещалось. Молчание и постоянная молитва были непреложным правилом: молчали в трапезной и дормитории, молчали на марше и в бою. В строжайшем уставе было одно послабление, постепенно приведшее к обмирщению, а потом - падению ордена и его государства. Рыцарям разрешалось вести торговлю в пользу своих родственников. Повседневная жизнь Ливонского ордена уподоблялась служению Богородице. Зимняя военная кампания начиналась 5 февраля - на праздник Введения во храм Богородицы, летняя кампания - или с Успения 15 августа или Рождества Богородицы - 8 сентября. Каждый член военно-монашеского ордена обязан был ежедневно читать богородичный антифон. Противоборство епископа и Ордена Вскоре после захвата территории Латвии и Эстонии между завоевателями возникли разногласия по поводу раздела добычи и верховной власти. Основанный епископом Альбертом Орден меченосцев подчинялся непосредственно епископу и считался его вассалом. Вассальную зависимость от рижского архиепископа сохранил после своего создания и Ливонский орден, хотя одновременно Тевтонский орден (в состав которого входил Ливонский орден) находился в непосредственном подчинении папе римскому. Ливонский орден стремился обрести независимость от архиепископа. |
Рига в 14 веке
Рига начала создаваться на правом берегу Даугавы, где её отток Спекьупе, обтекая холм Кубе, устремляется к реке. Эту часть оттока называли Ригой (Ридзене, Ридзиня). Близ Даугавы он образовывала разлив, т.н. Рижское озеро, где находилась первая Рижская гавань. По археологическим данным уже во втором веке на западной оконечности Даугавского торгового пути существовало торговое поселение. Уже в 13 - 15 веках, поскольку Ливонский орден, рижский архиепископ и часть их вассалов продавали продукцию феодальных имений на местных рынках и заграничных рынках. Дворянская торговля усилилась в 16 веке, чему способствовал переход всех феодалов, особенно рыцарства, к мызно-барщинному хозяйству. Ливонские феодалы использовали необычайно благоприятную конъюнктуру на западных рынках для экспорта льна и пеньки, зерна и леса в связи с Великими географическими открытиями и ростом городов, промышленности в Западной Европе. Для увеличения объема торговли дворяне расширяли мызную пашню, обложили крестьян новыми налогами, барщинными повинностями и превратили их в крепостных. В Лифляндии и Курляндии главным предметом дворянской торговли в 16-17 веках являлось зерно (на экспорт). Впервые сопротивление, направленное против тирании завоевателей, проявилось уже в 1212 году в округе Аутине, после того как члены Ордена меченосцев отобрали у латгальских крестьян их пашни и ульи. На борьбу за свои права поднялись не только латгалы из Аутине, но и их соседи — ливы. Ордену угрожала опасность, однако нашлись предатели, которые выдали немцам намерения участников восстания. Меченосцы окружили замок Сатезеле — главный опорный пункт восставших. Во время осады погиб предводитель восстания — правитель замка Русиньш. После его смерти восстание было подавлено. Против завоевателей неоднократно восставали курши и земгалы. Реформация в Ливонии Реформация — движение, которое зародилось в Германии в 1517 году и во главе которого стоял Мартин Лютер, — достигло и Ливонии. В 1525 году в Германии началась крестьянская война. Под влиянием народных волнений в городах Ливонию также охватило крестьянское движение, направленное против феодального гнета. Однако это движение не получило широкого развития. Совместное выступление горожан и крестьян было невозможным, так как жители городов выступали не против феодального строя, а только против католической церкви. Кроме того, эстонские и латышские крестьяне не выступили в поддержку реформаторов, из-за того, что те были немцами. Более ощутимое влияние Реформация оказала на латышей, проживавших в Риге. Для того чтобы завоевать более широкую поддержку среди низших слоев городского населения, лютеранские проповедники уже с самого возникновения движения Реформации пытались найти с ними общий язык. Андрей Кнопкен, к примеру, вступил в Рижское братство латышских грузчиков, а другой проповедник — Иоахим Моллер — в братство поставщиков пива. При поддержке этих проповедников еще в 1524 году при церкви св. Иакова (Екаба) возник первый латышский лютеранский приход, причем богослужение в нем проводилось на латышском языке, который освоили священники этой общины. В 1530 году появились первые церковные песни на латышском языке, переведенные с немецкого или сочиненные приходскими священниками. Проповедники нередко служили в качестве писарей в латышских братствах ремесленников. |