Страницы: 1 , 2 , 3

ИСТОРИЯ ЛАТВИИ. Часть вторая

Главная
Общие сведения
Новости
История
Политика
Меньшинства
Гражданство
Ветераны СС
Ветераны СА
Реформа школ
Права человека
Экономика
Культура
Спорт
Приезжающим
Глас народный
Снимки

Ливонская война и ее последствия. 1558-83гг.

В начале XVI века на русских землях завершилось формирование сильного централизованного государства - Московской Руси, которая стремилась расширить свою территорию за счет земель, принадлежавших другим народам. Для успешного осуществления своих политических притязаний и хозяйственных целей этому государству было необходимо установить тесные связи с Западной Европой, что могло быть достигнуто лишь после получения свободного доступа к Балтийскому морю. Осуществлению этих целей препятствовали государства, входившие в состав Ливонии. Торговые пути на Балтийском море стремились взять под свой контроль и другие государства - Швеция, Дания, Польша и Литва. Война за господство на Балтийском море стала неизбежной.

Ливония не была готова к войне. Среди ее феодалов не было согласия. Страна была ослаблена распрями между орденом, архиепископом и городом Ригой, а также борьбой католиков с лютеранами. Помещики и рыцари ордена, в обязанность которых входила забота о безопасности и обороне страны, предавались развлечениям. В эпоху, когда успех сражений определяло огнестрельное оружие, в особенности артиллерия, ни рыцари, ни их каменные замки больше не имели особого военного значения. Тем не менее, ливонские феодалы не заботились об укреплении оборонной мощи. Их войска состояли главным образом из наемников - прибывших из разных стран искателей приключений, которых больше интересовала будущая военная добыча, чем защита страны. У ордена не хватало средств для повышения боевой готовности, а архиепископ, равно как и город Рига, отказывали ему в поддержке.

Русскому царю Ивану IV Грозному был необходим повод для начала военных действий против Ливонии. Такой повод вскоре нашелся. Царь потребовал от Ливонского ордена выплаты дани, которую когда-то тартуские (юрьевские) земли платили русским князьям. Орден, разумеется, отказался выполнить это требование.

В 1558 году войско русского царя вторглось в Ливонию. Основные силы были брошены на Тарту, другие отряды направились в Нарву, Резекне, Алуксне, Виляны, нигде не встречая сопротивления. После долгих споров на заседании ландтага в Валмиере было решено выплатить царю требуемую сумму, но Иван Грозный, убедившись в военной слабости Ливонии, отказался принять деньги. Русские войска заняли Нарву, а затем и Тарту.

В январе 1559 года под Цесвайне были разбиты военные отряды рижского архиепископа и ордена. Царское войско, разрушая, грабя и убивая, двинулось на Ригу, но взять город ему не удалось. Тогда войско Грозного направилось вдоль Даугавы обратно, сжигая на своем пути как немецкие поместья, так и крестьянские хозяйства. Всех людей, которые не успели скрыться, убивали или уводили в плен.

Ливонские феодалы стремились увеличить численность своих войск, призывая на службу латышских и эстонских крестьян. Но эти попытки не увенчались успехом, так как крестьяне отказывались сражаться на стороне угнетателей и дезертировали, На территории Ливонии царила полная анархия. Помещики покидали свои имения, рыцари оставляли ратников на произвол судьбы. По всей стране скитались отряды бродячих наемников, которые из воинов превратились в грабителей.

Когда русское войско вторглось в Ливонию, эстонские и латышские крестьяне восстали против немецких феодалов. Крестьянское восстание охватило обширную территорию, в основном на севере Эстонии, а также в окрестностях Цесиса и Валмиеры. Жестокость воинов Ивана Грозного побудила крестьян оказывать сопротивление и русскому войску. Группы вооруженных крестьян нападали на отдельные отряды русских, чтобы защитить свои хозяйства и близких от их набегов

2 августа 1560 года близ Эргеме (ныне Валкский район) войско Ивана Грозного нанесло окончательное поражение объединенным силам ордена и архиепископа. Ливонские государства далее были не в состоянии сопротивляться Русскому государству.

Государства, расположенные на побережье Балтийского моря - Швеция, Дания, Литва и Польша - не желали допустить того, чтобы Россия закрепилась на территории Ливонии. Этого не желали также немецкие феодалы в Ливонии, Они вступили в переговоры с правителями этих стран с просьбой взять Ливонию под свое покровительство.

Еще в 1559 году епископ Курземе (Курляндии) и острова Сааремаа (Эзель) Иоанн IV Мюнхгаузен продал свои владения королю Дании, который передал их своему брату герцогу Магнусу. Остальная часть Латвии попала в подчинении польско-литовским правителям.

В 1561 году Ливонский орден прекратил свое существование. Последний магистр ордена Готард Кетлер стал вассалом короля Польши и Литвы Сигизмунда II Августа, получив в свое владение западную часть территории Латвии вплоть до Даугавы. Эта область была названа Курземско-Земгальским герцогством (герцогство Курляндское и Земгальское, или просто Курляндское герцогство). Территории, охватывавшие современные Латгале, Видземе и юг Эстонии, составляли Задвинское герцогство, управляемое назначенным королем губернатором. Задвинское герцогство находилось в непосредственном подчинении у Польско-Литовского государства.

В 1577 году русская армия под командованием Ивана Грозного вторглась в Задвинское герцогство, опустошив территорию Видземе до самой Даугавы. В этих сражениях особо отличались защитники Цесисского замка. Когда удержать замок больше не представлялось возможным, защитники взорвали его и погибли сами. Это была последняя победа, достигнутая Россией в Ливонской войне. В 1579 году польский король Стефан Баторий вторгся в Россию, а Швеция атаковала Нарву. Российская армия была ослаблена длительными боями и оказалась неспособной отразить нападение двух противников.

В 1582 году России пришлось заключить перемирие с Польшей, а в 1583 году- со Швецией. Ливонская война, длившаяся почти двадцать пять лет, завершилась. Попытка России закрепиться на берегах Балтийского моря на этот раз потерпела неудачу. Прекратил свое существование Ливонский орден, который более трех столетий хозяйничал на латышских и эстонских землях. Пришел конец и власти епископов. Однако остались немецкие помещики - давнишние угнетатели крестьян.

Ливонская война принесла неслыханные бедствия латышскому народу. В местах военных действий многие поселения были полностью разорены, а жители, если они вовремя не покинули свои дома, были убиты или угнаны в плен. Большие потери в результате набегов были нанесены и той части Ливонии, которая непосредственно от военных действий не пострадала.

Латгале и Видземе под властью Польско-Литовского государства

В результате Ливонской войны Латгале, Видземе и южная часть Эстонии вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Эти территории были включены в Задвинское герцогство, которое являлось провинцией Польши. Во главе герцогства стоял назначаемый королем губернатор. Первым губернатором Задвинского герцогства (наместником короля) был курземский и земгальский герцог Готард Кетлер, а в 1566 году на его место был назначен польский гетман (военачальник) Ян Кароль Ходкевич. Герцогство делилось на три области, или президиата, которые позднее были переименованы в воеводства. Воеводства, в свою очередь, делились на 26 замковых округов, или старосте. Управляющими этих областей и округов - воеводами и старостами - назначались польские или литовские помещики. В качестве жалования старосты получали третью часть доходов старостата.

В период Ливонской войны польский король Сигизмунд II Август обещал немецким помещикам полностью сохранить их прежние права и обеспечить свободу вероисповедания. (Данное обещание якобы содержалось в “Охранной грамоте Сигизмунда” от 1561 года, существование которой достоверно не доказано.) Однако привилегии были предоставлены польским и литовским помещикам, исповедовавшим католичество. Для более полного удовлетворения интересов своих феодалов польское правительство приступило к отчуждению (изъятию) владений немецких помещиков. Поэтому многие немецкие помещики приняли католическую веру и постепенно ополячивались. Часть отчужденных поместий перешла в собственность государства и находилась в ведении старост. Другие поместья были переданы в ленное владение. Тем не менее, во владении немецких помещиков по-прежнему находилось около 70% всех помещичьих земель.

Положение крестьян было одинаково тяжелым как в польских, так и в немецких имениях. В конце XVI века в Западной Европе развивались промышленные мануфактуры, возрос спрос на продукты сельского хозяйства. Значительно повысились цены на зерно. Для извлечения максимальной прибыли помещики все шире использовали труд крепостных. Несмотря на то, что крестьянские хозяйства во время войны пострадали значительно сильнее, чем поместья, крестьян заставляли отрабатывать барщину в помещичьих имениях до шести дней в неделю. Барщинные работы были основным источником доходов для помещиков. Кроме того, крестьяне были обязаны еще платить подати (оброк) - отдавать помещику примерно четвертую часть урожая зерна, а также лен, сено, яйца, мясо, шерсть. Помещику нужно также было сдавать пряжу, ткани и вязаные вещи, собранные в лесу ягоды и грибы. Размеры поборов зависели от размеров крестьянских угодий.

Крестьянина, если он осмеливался тайно распахать землю в лесу или на болоте, отдавали под суд, а также отбирали у него весь урожай. Без разрешения помещика крестьянам ничего не разрешалось продавать. Положение крепостных было настолько тяжелым, что польский король Стефан Баторий обратился к помещикам с просьбой устанавливать барщину и оброк в разумных пределах, а также отменить жестокие телесные наказания. В 1586 году король направил в ландтаг депешу, в которой указывалось, что господа "... так безжалостно притесняют бедных крестьян и облагают их такими непомерными повинностями и штрафами, как нигде в мире, включая даже язычников и дикарей”. Король потребовал от видземских дворян, чтобы те обращались со своими крестьянами не хуже, чем это делается в Польше и Литве. Однако ландтаг не принял во внимание требование короля. Чтобы ослабить власть немецких помещиков и усилить влияние польских феодалов и католической церкви, Стефан Баторий собирался разработать закон, который бы значительно ограничил произвол немецких помещиков, однако сделать это он не успел. После его смерти помещичий произвол еще больше усилился. Помещики получили право по собственному усмотрению распоряжаться не только землей и имуществом крепостных крестьян, но и их жизнью.

В целях увеличения доходов помещики стали заниматься мелкой промышленностью, главным образом производством пива и мукомольным делом. Пивоварение служило не только для обеспечения внутренних потребностей. Пиво вывозилось также в Польшу, Литву и Россию. Пивоварни и мельницы приносили значительную прибыль. Вблизи мельниц, а также у церквей - в местах скопления большого количества людей - устраивались корчмы, в которых измотанные на барщинных работах крестьяне оставляли последние заработанные ими средства.

Для обеспечения исправного исполнения барщины и своевременной выплаты податей из среды зажиточных крестьян выбирали волостных старейшин, или старост (не путать с управляющими староста), и их помощников - шкилтеров (от немецкого schilter - всадник). Эти должностные лица освобождались от отбывания барщины. Чтобы не лишиться своих привилегий, старосты и шкилтеры старались угодить своему господину и нередко проявляли большую жестокость по отношению к крестьянам, чем сам помещик.

“Календарные беспорядки” в Риге

Во время Ливонской войны ослабли торговые связи Риги с Западной Европой. После победы Польши, когда в 1581 году город оказался в подчинении короля Стефана Батория, состояние торговли в Риге улучшилось. Развитие капиталистических производственных отношений в Западной Европе способствовало росту спроса на сельскохозяйственную продукцию и различного рода сырье. Для нужд развивающейся текстильной промышленности требовалась древесная зола, использовавшаяся в производстве поташа и щелока. Для развития кораблестроения были необходимы пенька и лен, которые шли на изготовление канатов и парусов. Большим спросом у европейских кораблестроителей пользовался сосновый лес, употреблявшийся для изготовления мачт, а латвийские сосны считались самыми стройными.

Одновременно в Риге возросла роль ненемецких ремесленников. Здесь появились такие профессии, как трепальщик пеньки и прядильщик. Такими ремеслами, как портняжное и сапожное дело и другие, стали заниматься представители ненемецкого населения, которые могли обслуживать низшие слои горожан.

Число жителей Риги постоянно росло, поскольку многие крестьяне искали в городе спасение от произвола помещиков. Продолжали обостряться отношения между жителями Риги немецкой и других национальностей.

С целью увеличения доходов государства польская администрация требовала себе долю городских доходов, вырученных за счет торговли. Кроме того, поляки стремились всячески ограничить привилегии немцев. Католическая церковь старалась вернуть утраченную в период Реформации власть, как в Риге, так и на других территориях, находившихся под польским господством. Рижский городской совет (рат) подчинился польским требованиям. Католическое духовенство получило свободу действия, в его ведение была передана церковь св. Иакова (Екаба), принадлежавшая латышской лютеранской общине Риги.

Среднее городское сословие - бюргеры (паттерн) - было недовольно деятельностью Рижского рата, требуя своего участия в управлении городом. Национальная рознь, противоречия между различными слоями населения и всеобщая неудовлетворенность действиями рата приняли такие размеры, что в любой момент могли вспыхнуть беспорядки. Требовался лишь какой-нибудь предлог.

В 1582 году папа римский Григорий XIII издал указ о переходе всех католических стран на летоисчисление по новому, усовершенствованному календарю. В том же году Стефан Баторий распорядился ввести новый календарь в Задвинском герцогстве и Риге. Поскольку эта инициатива исходила от католической церкви, лютеранская Рига отказалась подчиниться распоряжению короля. Пригрозив крупным денежным штрафом, король в 1584 году повторил свое распоряжение. Рижский рат и высшее лютеранское духовенство города были вынуждены подчиниться.

Этим обстоятельством воспользовались бюргеры, чтобы начать борьбу против рата. Они заявили, что введение нового календаря представляет собой попытку ограничить свободу вероисповедания. Когда в церкви св. Иакова проходило рождественское католическое богослужение по новому календарю, туда ворвалась толпа горожан и разгромила церковь. За подстрекательство горожан против католической церкви, а вместе с тем и против польского короля решением Рижского рата в январе 1585 года был арестован ректор рижской Домской школы Меллер. Арест Меллера послужил сигналом для восстания бюргеров. Они освободили Меллера. Толпа разгромила дом председателя рата (бургомистра) Никлауса Экка, который был одновременно рижским бургграфом, т. е. представителем королевской власти в городе. Восставшие напали также на дома некоторых других патрициев и высшего лютеранского духовенства.

Рат не смог оказать сопротивления. Управление городом перешло в руки бюргеров во главе с Хансом Бринкеном и Мартином Гизе. По решению нового рата были казнены видные сторонники польского короля - члены прежнего рата И. Тастий и Г. Веллинг. Остальные его члены бежали в Польшу, умоляя короля о помощи. В 1589 году с помощью польской армии восстание бюргеров было подавлено. М. Гизе, X. Бриикену и другим был вынесен смертный приговор.

Это восстание рижских бюргеров вошло в историю как “Календарные беспорядки”. Несмотря на то, что восстание потерпело поражение, оно показало, что прежняя система городского управления устарела и больше не соответствовала уровню хозяйственного развития. Патрициат был вынужден допустить к управлению городом и представителей гильдий. Поначалу их права были весьма ограничены (например, они могли участвовать в распределении налогов).

Польско-шведская война (1600-1629 годы)

Швеция, как и Польша, претендовала на контроль над торговыми путями на Балтийском море. Так как эти государства не желали идти на уступки друг другу, война между ними была неизбежна. Поводом для ее начала послужил спор о шведской короне. Польский король Сигизмунд III Ваза, который происходил из шведского королевского дома, унаследовал в 1592 году шведский трон. Он был ярым приверженцем католической веры, с чем не могли смириться шведские помещики, исповедовавшие лютеранство. В 1599 году под руководством герцога Седерманланда Карла (впоследствии короля Швеции Карла IX) произошло восстание шведских помещиков, которое привело к свержению Сигизмунда III. Однако Сигизмунд надеялся вернуть утраченный трон с помощью польской армии.

Итак, в 1600 году началась война между Польшей и Швецией, которая продолжалась 28 лет. В ходе войны большая часть немецких помещиков в Видземе встала на сторону своих братьев по вере - шведов. Они надеялись, что таким образом им удастся сохранить свои владения.

На первом этапе войны перевес был на стороне поляков. И хотя шведскому войску под командованием Карла IX удалось полностью захватить Видземе, поляки в 1601 году нанесли шведам поражение у Кокнесе. Вторично Карл IX потерпел поражение в 1605 году под Саласпилсом. Сражение под Саласпилсом было одним из наиболее драматичных за всю феодальную историю Латвии. Карл IX начал войну с поляками, имея в своем распоряжении войско, насчитывавшее более 12 тысяч человек. У поляков было всего около 3500 человек, однако, у них был перевес в кавалерии. На помощь полякам прибыли примерно 300 конников курляндского герцога. Польское войско симулировало бегство, выманив шведов на равнину. После этого польские кавалеристы изрубили саблями шведских пехотинцев. На поле брани остались лежать около 9000 шведских воинов. После битвы под Саласпилсом Видземе и Латгале оставались под польским владычеством еще несколько лет.

Король Швеции Густав II Адольф, сын Карла IX, был высокообразованным и рассудительным правителем, а также выдающимся полководцем.

В 1621 году он возобновил военные действия против Польши в Видземе. Шведы окружили Ригу. Не дождавшись помощи от польского войска, город сдался. Затем Густав II Адольф захватил всю территорию Видземе (до реки Айвиексте) и вошел в Курземе, где он разорил Елгаву.

После ряда неудачных попыток вернуть потерянные территории Польша в 1629 году в прусском городе Альтмарке (ныне на территории Полыни) заключила перемирие со Швецией. Швеция получила всю Эстонию и Видземе. Латгале осталась во владении Польши. Курземско-Земгальское герцогство, как и прежде, оставалось вассальным государством польского короля. Территории” населенные латышами, оказались поделенными на три части, что надолго задержало дальнейшее развитие единого латышского народа и языка.

Во время войны видземским крестьянам пришлось вынести много испытаний. Кроме выполнения обычных повинностей в поместьях они должны были еще содержать польскую и шведскую армии. По всей Латвии военные наемники устраивали набеги, грабили и жгли.

Лето 1601 года было холодным дождливым, в результате чего погибли все посевы. Имевшиеся у крестьян запасы продовольствия были конфискованы для нужд армии или стали добычей грабителей. В Видземе начался голод. Надеясь на спасение, тысячи людей подались в города. Но и там продовольствие было на исходе. Голод повлек за собой страшную болезнь - чуму, от которой вымирали целые области. Повсюду валялись трупы, так как некому было их похоронить.

В Видземе (так называемая Шведская Лифляндия; немецкое Livland - земля ливов) царила разруха. Более половины всех сельскохозяйственных угодий, а кое-где, как, например, в Алое, Руиене и других местах, даже более двух третей, остались без хозяев. Не хватало лошадей и других домашних животных. Поля заросли кустарником. Крестьяне были вынуждены сами впрягаться в плуг или рыхлить землю мотыгой, чтобы посеять хоть немного хлеба.

Города Видземе также находились в полном запустении. В Лимбажи остались в живых всего восемь человек, в Валке - трое, а в Алуксне не осталось ни одного.

Латгале в XVII веке

Нынешняя территория Латгале по условиям Альтмаркского перемирия 1629 года оставалась в составе Польского государства под названием Инфлянтское воеводство (Инфлянтия - искаженное название Лифляндии). Инфлянтия (или Польская Лифляндия) состояла из четырех старост - Даугавпилсского, Вилякского, Резекненского и Лудзенского. Даугавпилсский староста одновременно являлся и воеводой Инфлянтии. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, польский король наделял помещиков крупными земельными участками. В государственном владении оставалась лишь шестая часть территории Латгале. Остальные земли принадлежали помещикам, а также католической церкви (монастырям). Дворянство в Латгале, как и во всей Польше, пользовалось большим влиянием и правами. Только помещики могли заниматься охотой и рыбной ловлей, держать мельницы и корчмы, а также пользоваться лесными богатствами. Дворянство делилось на три категории:

крупных землевладельцев (магнаты), помещиков средней руки и мелкопоместных дворян (шляхта). Магнаты владели огромными земельными территориями с многочисленными имениями. Например, польскому магнату Ходкевичу полностью принадлежало Вилянское староство, которое по своей территории примерно соответствовало современному административному району. В свою очередь шляхтичи либо вообще не имели земельной собственности и состояли на службе у одного из магнатов, либо же их владения были настолько малы, что они могли обработать их собственными силами.

Многие немецкие помещики, чтобы не потерять своих имений, приняли католичество, а часть из них ополячились. Со временем польские магнаты распродали свои владения в Латгале и основная власть в Латгале продолжала оставаться в руках немецкого дворянства. Между помещиками нередко возникали споры о правах на владение, при решении которых на помощь привлекались даже вооруженные отряды.

Земледелие в Латгале находилось на более низком уровне, чем в Видземе или Курземе. Существовавшие порядки не благоприятствовали также производству зерна на продажу. Это тормозило хозяйственное развитие всего региона. В результате многолетних войн в Латгале осталось мало жителей. Для привлечения беглых крестьян из Видземе и Курземе, а также преследовавшихся в России за религиозные убеждения старообрядцев латгальские помещики предоставляли им различные хозяйственные льготы. С ростом численности населения усиливалась эксплуатация крестьян.

В XVII веке в Латгале окончательно укрепился крепостнический строй. Крестьяне делились на две категории: барщинных крестьян, выполнявших барщинные работы в имении, и чиншевых крестьян, которые платили помещику оброк (чинш) как сельскохозяйственными продуктами, так и деньгами.
Однако барщинные крестьяне также были обязаны платить некоторый оброк, а чиншевые крестьяне в период уборки урожая и молотьбы - участвовать в толоках на господских полях. Весьма обременительной для крестьян была гужевая повинность, заключавшаяся в доставке в Вильнюс или Ригу продуктов, производимых в поместьях.

Кроме того, крестьяне должны были платить налог государству с каждого двора, а также налог на содержание армии. Существовали также различные чрезвычайные налоги, необходимо было содержать священнослужителей, церкви и монастыри. По мере усиления крепостнического гнета в Латгале крестьяне все чаще убегали от своих господ.

Крестьяне в Латгале жили в деревнях. Вся общинная земля в деревне в зависимости от качества была поделена на отдельные участки. Каждому крестьянину на этих участках выделялось по узкой полоске земли, которая в случае смерти хозяина распределялась между наследниками, получавшими еще более узкие делянки (чересполосица). В Латгале не было крупных городов, ремесленное и промышленное производство были развиты слабо, так как доставка продукции в крупные торговые центры была связана с определенными трудностями. Это явилось главной причиной экономической отсталости края. Будучи провинцией Польши, Латгале все больше отдалялась от остальных земель, населенных латышами, в культурном и других отношениях.

Курземское (Курляндское) герцогство

После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) - государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland - земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом польского короля.

Первым правителем Курземе был Готард Кетлер - последний магистр Ливонского ордена. Герцог не обладал сильной властью, поскольку дворянство отказывалось повиноваться ему. В 1570 году курземские помещики добились того, что герцог подписал так называемую “Привилегию Готарда” - правовой акт, по которому все прежние ленные имения ордена перешли в частную собственность помещиков. Частной собственностью были объявлены также те орденские имения, которые после ликвидации Ливонского ордена были захвачены бывшими членами ордена. Дворянство было также освобождено от каких-либо податей или повинностей.

В распоряжении герцога остались только его личные имения, которые занимали приблизительно третью часть территории герцогства. Чтобы воспрепятствовать укреплению власти герцога, правительство Польши всячески поддерживало курземских помещиков. Дворянство обладало неограниченной властью над своими крепостными - помещики были даже вправе в качестве наказания выносить крестьянам смертный приговор. Позорный столб и виселица имелись в каждом имении. Изданный в 1617 году кодекс законов - “Курляндский статут” - приравнивал латышских крепостных крестьян к древнеримским рабам. Крестьян можно было купить и продать, отлучить от семьи, можно было отнять у родителей детей, увезти крестьян далеко от родных мест. Беглых крестьян и их потомков можно было преследовать в течение ста лет.

В несколько лучших условиях находились крестьяне в имениях герцога. Они были наделены правом на владение собственностью и на ее наследование. Размеры барщинной повинности и оброка в имениях герцога определялись на основе так называемых инвентарных списков, в то время как в частных имениях эти размеры определялись таким образом, чтобы крестьяне находились на грани разорения, но в то же время доходы помещика не сокращались.

Герцог нередко испытывал недостаток в деньгах, поэтому свои имения он отдал в залог богатым помещикам и купцам. Положение крепостных в этих имениях было особенно тяжелым, так как кредитор старался извлечь из этих владений максимальную прибыль.

Основным источником доходов Курземского герцогства была торговля. Рост цен на зерно в Западной Европе, а также все возраставший спрос на лес и другие материалы, используемые в кораблестроении, приносили дополнительную прибыль, как владельцам частных имений, так и герцогу.

В 1587 году умер первый курляндский герцог Готард Кетлер и управление государством перешло к его сыновьям Фридриху и Вильгельму. Фридрих правил Земгале, а Вильгельм - Курземе. Герцог Вильгельм понимал, какую важную роль в поднятии благосостояния государства играет торговля. Во время его правления к Курземе вновь была присоединена территория Пилтенского епископства, которую во время Ливонской войны епископ продал датчанам, а также округ Гробиня, отданный в залог правителю Пруссии.

Герцог Яков (1642-1682гг)

Третий представитель династии Кетлеров - Яков (1642-1682гг) был самый яркий представитель этого небольшого государства (Курляндии) на берегу Балтийского моря. Дитя эпохи меркантилизма, он делал ставку на деньги, торговлю, договоры. При нем потомки свирепых морских корсаров, которых сторонились даже викинги, обратились к дальним коммерческим плаваниям.

Герцог Яков (латыши называли его Екабс) в своей хозяйственной деятельности придерживался теории меркантилизма, т. е. считал, что в основе хозяйственного развития лежит накопление денег в результате увеличения экспорта и уменьшения импорта. Он развернул широкую хозяйственную деятельность, обнаружив незаурядные способности в торговле. Чтобы не нужно было платить за перевозку товаров иностранным купцам, герцог Яков продолжал развивать торговый флот - дело, начатое его отцом. Кипела работа на вентспилской верфи, были построены и другие верфи, например в Кулдиге. На верфях кроме иностранных мастеров работало и много латышских ремесленников. Герцог был заинтересован в увеличении числа латышских рабочих, так как иностранцам приходилось платить за работу значительно больше, чем местным жителям. Во время правления Якова в Вентспилсе было построено около 80 торговых судов и более 40 военных кораблей. Часть этих судов были проданы за границу, главным образом в Англию и Францию. Флот герцога, участвовавший в перевозке курземских товаров, включал, как правило, 14 торговых и 10 военных кораблей. Ранее вся торговля на Балтийском море находилась в руках Голландии, теперь у нее появилась соперница - Курземе (Курляндия).

Для обеспечения потребностей кораблестроителей в различных материалах были основаны промышленные предприятия - мануфактуры. В Курземе действовали 17 железоплавильных печей, которые перерабатывали местную болотную руду, а также железную руду, привозимую из Норвегии и Швеции. Изготовлением гвоздей и якорей занимались 11 кузниц. Примерно 85 мастерских были заняты витьем веревок и канатов, а также ткали парусину. Действовало много лесопильных заводов, дегтярен, бочарных мастерских. Вооружение военно-морскому флоту герцога в необходимом количестве поставляли 10 пушечно-литейных заводов, 14 селитряных заводов (селитра служила сырьем для производства пороха), 5 пороховых мельниц и ряд оружейных мастерских. Значительная часть военных материалов шла на экспорт.

Чтобы сократить ввоз промышленных товаров из-за границы, герцог Яков организовал мануфактуры и мастерские по производству стекла и бумаги, водки, пива, кирпича и извести, сукна и льняного полотна, а также по обработке кожи. Было также организовано производство мыла и различных предметов роскоши - ковров, гобеленов, украшений. Значительная часть этих изделий вывозилась за границу. Из Западной Европы Курземе ввозила лишь соль, сельдь, дорогие ткани, вина и пряности.

В целях завоевания более широкого рынка для своих товаров, а также чтобы иметь возможность приобретать по более дешевой цене пряности и драгоценные металлы, герцог Яков приобрел заморские колонии. В 1651 году он договорился с вождями местных племен о продаже ему в Африке, в устье реки Гамбия, небольшого острова, названного островом Святого Андрея, а также участков земли по обоим берегам реки. На острове Святого Андрея было основано укрепленное купеческое поселение - форт Якова.

В 1652 году герцог Яков завладел островом Тобаго у берегов Южной Америки. На острове возникли поселения колонистов, главным образом крестьян и ремесленников, прибывших из Курземе, а также привезенных из Африки рабов-негров. Из Гамбии ввозили золото, слоновую кость и пряности. На Тобаго колонисты разбили плантации, на которых выращивали кофе, табак и сахарный тростник. Флаг торгового флота Курземе, состоявший из двух полос - темно красной и белой, и флаг военно-морского флота с изображением черного краба на красном фоне были известны не только в Европе, но и в других частях света. Кроме дальних заморских колоний герцогу принадлежало также несколько железных рудников в Норвегии.

Расцвет торговли и промышленного производства в Курземе способствовало развитие городов. Благодаря бесплатному труду крепостных герцогство становилось все богаче, однако, положение крестьян, особенно помещичьих, постоянно ухудшалось из за значительного увеличения размеров барщинной повинности. Товары производились главным образом в имениях герцога. Помещики не поддерживали Якова в его начинаниях.

Успехам на торговом поприще, которых добился герцог Яков, способствовал упадок сельского хозяйства и промышленного производства в Западной Европе, вызванный Тридцатилетней войной (1618- 1648).

После войны хозяйственное развитие Западной Европы вновь стало набирать темпы. Промышленное производство в Курземе основывалось на подневольном труде крепостных. Оно было не в состоянии конкурировать с капиталистическим производством в западноевропейских странах, в котором использовался наемный труд свободных людей. Все сильнее становились торговые флоты Голландии и Англии. Цены на сельскохозяйственные продукты стали снижаться, а спрос на товары, производимые в Курземе, падал. Когда в период с 1655 по 1660 год в Курземе вторглась шведская армия, и герцог Яков был захвачен в плен, англичане с голландцами завладели заморскими колониями Курземе. Вернувшись из плена, герцог попытался вернуть утраченные владения, но Курземское (Курляндское) герцогство было больше не в состоянии конкурировать со странами Западной Европы. После смерти Якова хозяйство герцогства окончательно пришло в упадок. Его преемник герцог Фридрих Казимир больше предавался роскоши, чем хозяйственной деятельности.

Деятельность герцога Якова имела важное историческое значение. Развитие промышленных мануфактур способствовало распаду натурального хозяйства. Натуральные подати все чаще заменялись денежными платежами. На мануфактуры многие крестьяне, особенно бежавшие из других мест, нанимались в качестве рабочих и даже мастеров. В городах формировалась буржуазия, которая, правда, еще не имела политической силы. Упадок хозяйственной жизни в Курземе продемонстрировал слабость крепостнической системы, низкую производительность барщинного труда по сравнению с наемным трудом в странах Западной Европы. Колониальная политика герцога была обречена на неудачу, поскольку она не опиралась на достаточную военную мощь.

Присоединение Видземе (Лифляндии) к России. 17 век

В 1654 году началась война между Россией, Польшей и Швецией. Армия русского царя Алексея Михайловича захватила северную часть Латгале с Лудзенским и Резекненским замками. В 1655 году русские войска захватили Даугавпилс и двинулись на Ригу. Город в течение месяца находился в окружении русских войск, но не сдался. Поскольку Россия в это время была также в состоянии войны с Польшей, у которой она пыталась отнять Украину и Белоруссию, Алексей Михайлович в 1661 году в эстонском селе Кардис (ныне Кярде) заключит со Швецией мирный договор. В соответствии с этим договором Россия отказывалась от претензий на Видземе, а Швеция обязалась не поддерживать Польшу.

В 1699 году царь Петр I заключил военный союз против Швеции с королем Дании Фредериком VI и правителем Польши и Саксонии Августом II. Немецкое дворянство в Видземе, которое не могло смириться с редукцией имений, готовило заговор против шведского правительства. Особую активность в этом проявил офицер шведской армии немецкий помещик Иоганн Реингольд Паткуль. В 1694 году за государственную измену ему был вынесен смертный приговор. Однако Паткулю удалось бежать, и он скрывался в Саксонии, где активно занимался организацией антишведского союза.

В 1700 году началась Северная война. Чтобы ослабить влияние Паткуля и вернуть благосклонность немецкого дворянства, новый шведский король Карл XII (ему в то время было 17 лет) объявил о прекращении редукции имений. В том же году войска саксонцев направились через Курземе на Ригу и окружили ее. Карл XII нанес поражение датчанам, а также разбил более многочисленную русскую армию под Нарвой. Шведы поспешили на помощь осажденной Риге и 9 июля 1701 года на лугах Спилве разбили саксонцев. В составе саксонских войск сражался небольшой отряд русских - 400 солдат. Все они погибли на острове Луцавсала, отказавшись сдаться в безнадёжной ситуации. Преследуя саксонцев, шведы вторглись в Польшу. В 1706 году Польша и Саксония сдались. Паткуль был выдан Швеции, и в октябре 1707 года смертный приговор ему был приведен в исполнение.

После победы над Польшей Карл XII собирал силы для войны с Россией. Для увеличения численности армии на военную службу были призваны несколько тысяч латышских крестьян, из которых был сформирован батальон ополчения, однако немецкие помещики добились того, что вскоре этот батальон был расформирован.
В то время когда основные силы шведов сражались в Польше, отряды русской армии еще в 1701 году вторглись в Видземе. Следующим летом русские войска под командованием генерал фельдмаршала Б. П. Шереметева разбили шведов под Валкой, после чего захватили Валмиеру, Алуксне, Трикату и ряд других населенных пунктов в Видземе и Эстонии. На завоеванной территории эти войска устраивали «тактику выжженной земли». В Алуксне среди пленных оказался священник Эрнест Глюк с семьей. Приемная дочь Э. Глюка Марта Скавронская позднее стала женой Петра I, а после его смерти - императрицей России Екатериной I.

Разорение Видземе продолжалось еще несколько лет и достигло невероятных размеров. Командующий русской армией сообщал царю, что в стране неприятеля не осталось больше что разрушать, что от Пскова до Тарту и от Риги до Валки все опустошено, не осталось ничего, кроме отдельных поместий кое-где вблизи моря. За время этих военных действий было полностью уничтожено более 600 деревень и поместий.

В 1709 году в битве под Полтавой Петр I нанес окончательное поражение главным силам шведов. Русская армия под командованием Б. П. Шереметева осадила Ригу, и 4 июля 1710 года город, в котором свирепствовала чума, сдался. Таким образом, вся Видземе оказалась под властью России.

В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Видземе (Лифляндия) отошла к Российской империи.

Восстановление экономики Видземе. Начало 18 века

Северная война принесла Видземе ужасные разрушения. Не меньшие бедствия наступили в период "великой чумы" - эпидемии, в 1707 году вспыхнувшей в Западной Европе и охватившей в 1710-1711 годах территорию Латвии. В окрестностях Риги от этой жуткой болезни погибло около 90 процентов населения, а по всей Видземе в живых осталось менее половины людей.

Чтобы заручиться во время войны поддержкой местного немецкого дворянства, Петр 1 восстановил в Видземе все прежние привилегии немецких помещиков, которые были отменены шведскими властями. Все подвергшиеся редукции имения были возвращены их прежним владельцам. Были отменены ограничения размеров барщины и податей, крепостные вновь были полностью отданы во власть их господина. Положение видземских крестьян было намного тяжелее положения крепостных в России.

Помещики в Видземе старались быстрее восстановить разоренное хозяйство. Крестьянские угодья, опустевшие во время войны или эпидемии, присоединялись к полям помещиков. Барщинные отработки увеличились вдвое. Путем безжалостной эксплуатации труда крепостных помещикам удалось в сравнительно короткий срок ликвидировать последствия войны. К середине XVIII века хозяйственное развитие нередко даже превышало довоенный уровень. Для увеличения доходов поместий крестьянам было запрещено свободно продавать сельскохозяйственную продукцию на рынке, и ее по дешевке скупал помещик. Соль, железо и другие предметы первой необходимости крестьянин имел право покупать только в поместье своего господина по цене, которую определял помещик. Наиболее значительные доходы обеспечивали помещикам пивоваренные и винокуренные заводы. Начатое еще в “польские времена” спаивание крестьян приняло невероятные масштабы. Лишь незначительная часть водки шла на вывоз, большая же ее часть распродавалась в поместьях через корчмы. В середине XVIII века в Видземе существовало более 900 питейных заведений.
Отходы пивоваренного и винокуренного производства (барду) скармливали скоту. Это приносило помещикам дополнительную прибыль. Откормленный скот гнали на продажу даже в Петербург. Помещики стали также продавать различные изделия, производимые в домашнем хозяйстве. Каждый крестьянский двор должен был сдавать помещику определенное количество льна и шерсти, а также пряжи, тканей и вязаных изделий.

Рига превратилась в важный торговый центр Российской империи. Развивались и другие города Видземе. В них резко возросло число жителей, особенно ненемецкого происхождения. Часть из них добились материального благосостояния, покупали земельные участки под застройку и строила дома. Немецкие купцы и ремесленники всячески старались не допустить в городе расширения прав латышей и представителей других национальностей.

Крестьянские волнения в Видземе во второй половине XVIII века

Увеличение объема сельскохозяйственного производства стало возможным благодаря постоянному расширению площади пашни в поместьях. Вследствие этого возрастал объем барщинных работ. У крестьян почти не оставалось времени, чтобы должным образом возделывать свои поля. Малопроизводительный барщинный труд заставлял помещиков искать новые формы хозяйствования. В имениях все большее распространение получила так называемая урочная система (отрезки). Крестьянам выделялись участки помещичьей земли, которые они должны были обрабатывать. Полученный на этой земле урожай крестьянам следовало собрать и сдать помещику. Благодаря введению этой системы значительно возрос объем выполняемых крестьянами работ. Постоянно увеличивалось количество так называемых чрезвычайных и дополнительных барщинных работ. В XVII веке для проведения срочных сельскохозяйственных работ в имениях устраивали толоки, в которых участвовали почти все трудоспособные крестьяне, получавшие во время работ от помещика пропитание. В XVIII веке толоки превратились в чрезвычайные и дополнительные барщинные отработки.

Однако ни чрезвычайные барщинные отработки, ни система отрезков не способствовали дальнейшему улучшению хозяйственного положения, а лишь осложняли жизнь живущих в нищете крестьян. Все большее число крестьян пускались в бега. Для поимки беглецов даже снаряжались вооруженные отряды. Пойманных наказывали. Порой крестьяне убегали в российские земли и принимали православную веру. На этих людей права бывших хозяев больше не распространялись.

Помещики добились того, что в 1726 году был отменен прежний закон, по которому крепостные получали свободу, прожив два года в Риге. Отмена этого закона приостановила рост числа рабочих в городах, тормозила развитие промышленного производства. Таким образом, крепостной уклад мешал развитию капиталистических производственных отношений. Неограниченный произвол помещиков все больше усиливал ненависть латышских крестьян к угнетателям. Порой крестьяне отказывались отрабатывать барщину, участились нападения на имения, поджоги строений.

Представители нарождающейся немецкой буржуазии осознавали, что крепостничество тормозит развитие производства. Одним из таких людей был Иоганн Георг Эйзен. В его сочинении "Описание одним лифляндским патриотом крепостного рабства, как оно учреждено над крестьянами в Лифляндии" показаны ужасы крепостничества и обосновывается необходимость реформ. В своем труде И. Г. Эйзен указывал на возможность отмены крепостного права.

Российскую императрицу Екатерину II не устраивало независимое положение прибалтийско-немецкого (остзейского) дворянства. Она поддержала Эйзена. В 1765 году правительство поручило видземскому дворянству разработать меры по улучшению положения крестьян. Эти решения, однако, остались на бумаге, так как немецкие помещики не собирались их осуществлять. Вспыхивали новые крестьянские волнения. В 1771 году восстали крестьяне в окрестностях Алуксне. Перепуганные помещики и пасторы бежали в город. Для подавления беспорядков прибыли войска. Двум руководителям волнений был вынесен смертный приговор, семь человек были отправлены на каторгу, а многие десяти людей подверглись телесным наказаниям.

Летом 1783 года правительство объявило о введении так называемой подушной подати, которая должна была идти на содержание армии. Согласно постановлению, подушную подать за крестьян платил сам помещик, а крестьяне затем возвращали ему эту сумму. Это дало возможность помещикам по своему усмотрению увеличивать размеры барщины. Среди крестьян распространялись слухи, что если они эту подать будут платить непосредственно правительству, то станут казенными, или государственными, крестьянами и больше не будут зависеть от помещиков. Поэтому крестьяне все чаще отказывались отрабатывать барщину. В 1784 году вспыхнули новые волнения, и дворянству пришлось вновь просить о вмешательстве армии. Карательные экспедиции безжалостно расправились с участниками восстания.

Крестьянские выступления лишний раз показали, что барщинная система являлась непреодолимым препятствием на пути хозяйственного развития. Попытки дворянства сохранить прежнее положение путем усиления крепостнического гнета были обречены на неудачу. Крепостничество в Видземе пришло в упадок.

Преобразование хозяйственного управления и судебной системы в Видземе

Правительство России, обеспокоенное крестьянскими волнениями, стало уделять больше внимания положению крепостных в Видземе. Как власти, так и дворянство опасались, что в Видземе может разразиться всеобщая крестьянская война. В целях умиротворения крестьян, ослабления власти помещиков, а также укрепления самодержавия и большего сближения прибалтийских губерний с остальной Россией Екатерина II распорядилась распространить на латышские и эстонские земли общегосударственную систему административного и судебного управления. Упразднялось прежнее право дворян назначать "из своей среды высших чиновников" - теперь это право принадлежало исключительно правительству. В каждом уезде был создан так называемый земский суд для рассмотрения крестьянских жалоб. В его состав входил уездный голова, выполнявший роль председателя суда, и пять присяжных заседателей, двое из которых должны были быть представлены крестьянами казенных имений.

Помещики были вынуждены подчиниться разработанным еще в 1765 году постановлениям, касавшимся преобразования барщинной системы. Согласно этим постановлениям, при определении размеров барщины необходимо было принимать во внимание хозяйственное состояние крестьянского двора. Запрещалось произвольно увеличивать барщину и оброк. За дополнительную работу крестьянин был вправе требовать от помещика компенсации. Ограничивалось применение телесных наказаний. Запрещалось также продавать крестьян за пределы губернии (согласно административному делению Российской империи, в состав Лифляндской губернии входили Видземе и южная часть Эстонии), а также разбивать семьи. Был отменен закон, запрещавший вступление в брак крестьян без разрешения господина. После исполнения всех повинностей (барщины и оброка) крестьянин имел право продавать избыток продукции.

Перемены коснулись и городов, особенно Риги. По указу правительства в состав бюргерского сословия было ведено принимать, т. е. признать полноправными гражданами, также латышей и представителей других национальностей (ненемцев). Новый городской совет (дума) избирался в соответствии с законами о российских городах. На выборах решающую роль играл имущественный ценз. В выборах думы мог участвовать любой горожанин, плативший государству налоги в размере не менее 50 рублей в год. Вступление в гильдии также больше не ставилось в зависимость от национальности, а было обусловлено имущественным цензом (объемом доходов и стоимостью имущества).

Все эти реформы были осуществлены в период с 1783 по 1786 год. Чтобы заставить прибалтийско-немецкое дворянство смириться с ограничением его прежней власти, в 1783 году в Видземе были ликвидированы такие остатки феодализма, как ленная система. Все имения, находившиеся во владении помещиков, стали их частной собственностью.

Присоединение Латгале к России

В Латгале также увеличивались размеры барщины и податей. После смерти отца крестьянское хозяйство делилось на равные части по числу сыновей (на остальной территории Латвии хозяйство переходило по наследству к одному сыну). Таким образом, крестьянские хозяйства постоянно уменьшались в размерах, но помещики облагали малые хозяйства такой же барщиной, как и большие. Кроме того, на господских полях крестьянин должен был обрабатывать отмеренный ему участок земли - так называемый волок (пега - отрезок в Видземе). Помещики требовали также выполнения сверхурочной барщины - участия в толоках при транспортировке продукции в город и вырубке леса под новые пашни. Участие в толоках определялось самим помещиком по своему усмотрению.

Еще многие десятилетия в Латгале ощущались последствия разорения, вызванного Северной войной, и “великой чумы”. В разоренных районах поселялись беглые крестьяне из Видземе и Курземе, а также из России, особенно старообрядцы, которых преследовали по религиозным причинам. В Латгале переселялись также крестьяне из Белоруссии и Литвы. В пограничных районах жили люди разных национальностей.

Возросло число безземельных крестьян - бобылей. Бобыли работали на лесозаготовительных работах, сплавляли лес. Многие из них занимались на дому ремеслами. В городах Латгале стали возникать промышленные мануфактуры. Видным центром ремесленного и мануфактурного производства стала Краслава, в которой много владений принадлежало ополячившимся немецким помещикам Плятерам, В Краславе изготовлялись ковры, бархатные, шелковые и шерстяные ткани. Доброй славой пользовались также местные кузнецы. В имениях Латгале все больше открывалось мельниц, пивоварен и винокурен, которые приносили помещикам высокие прибыли.

В 1772 году был произведен первый раздел Польши. Ее территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Польша перестала существовать как независимое государство. Латгале была присоединена к. России и включена в состав Псковской губернии. В 1796 году Латгале была включена в состав вновь образованной Белорусской губернии, а с 1802 года стала частью Витебской губернии. Укрепились хозяйственные связи Латгале с другими частями Латвии, особенно с Видземе, которая была присоединена к России раньше.

Присоединение Курземе к России

После смерти герцога Якова хозяйство Курземского (Курляндского) герцогства пришло в упадок. Преемники Якова не были в состоянии управлять страной. После смерти сына герцога Якова Фридриха Казимира трон перешел к его малолетнему сыну Фридриху Вильгельму. До достижения молодым герцогом совершеннолетия страной управлял другой сын герцога Якова - Фердинанд. Во время Северной войны Фердинанд встал на сторону Польши и после сражения у Спилве, в котором побелили шведы, бежал в Польшу. Герцогство осталось без правителя, и в нем хозяйничала шведская армия. В 1709 году в Курземе пришла эпидемия чумы, унесшая тысячи человеческих жизней.

Российский царь Петр I стремился присоединить Курземе к России, поэтому в 1710 году с согласия Курземского дворянства восемнадцатилетний наследник герцогского престола Фридрих Вильгельм был объявлен совершеннолетним и получил в жены племянницу Петра I Анну Иоанновну. Но молодой герцог вскоре после свадьбы умер. Правителем Курземе вновь стал Фердинанд. После его смерти в 1737 году вдова Фридриха Вильгельма, которая тем временем стала императрицей России, добилась, что на курляндский престол был избран немецкий помещик Эрнст Бирон, имевший большое влияние при дворе Анны Иоанновны Бирон мало интересовался управлением герцогства. Пользуясь доверием императрицы, он умножал свои личные богатства, строил роскошные дворцы в Елгаве (Митаве) и Рундале.

После смерти Анны Иоанновны взошедшая на российский престол дочь Петра I Елизавета Петровна сослала Эрнста Бирона в Сибирь. Лишь через двадцать два года он был помилован и ему было разрешено вернуться. Прибыл Эрнст Бирон, чтобы продолжить правление.

Новая политическая ситуация в Курляндии была предельно сложной не только с точки зрения интересов дворянства и антипатии либо симпатии к одному или другому из обоих герцогов (Карл и Бирон). С точки зрения государственного права появилось много противоречий, в том числе и сомнения в том, были ли у короля Августа III права, основываясь на решении сейма 1736 года, без созыва нового сейма в 1758 объявить курляндский лен свободным и назначить нового герцога. Однако в этом случае решающими были вовсе не юридические аргументы, а давление России. В 1769 году он передал герцогство своему сыну Петру, который пользовался поддержкой Екатерины II.

Курляндское дворянство приобретало все большую власть. Герцоги, не желавшие или не умевшие управлять своими владениям, сдавали их в аренду. Положение крестьян в герцогских имениях стало еще тяжелее” чем в частных поместьях. Произвол помещиков и арендаторов не знал границ.

Значительные убытки хозяйство герцогства понесло из-за “великой чумы”. В Курземе от нее погибла примерно половина населения. Чтобы восполнить потери рабочей силы, помещики ввозили в герцогство крепостных из Литвы, Пруссии и с острова Сааремаа. В окрестностях Межотне было создано поселение купленных в России татар. Труд крепостных эксплуатировался все более безжалостно. Чрезвычайно завышенную барщину дополняла система отрезков. Крестьян сгоняли с возделываемых ими полей, а сами поля присоединяли к господским землям. Крестьян же заставляли распахивать новые участки в болотистой или лесистой местности. По-прежнему ощущался недостаток рабочей силы.

В поместьях расширялось товарное производство. Как и в других районах Латвии, в Курземе максимальные доходы помещикам обеспечивало винокуренное производство. На спирт перерабатывалась третья часть всего собранного зерна. Большая часть алкоголя реализовывалась через корчмы на территории имений. В качестве оплаты их содержатели принимали не только деньги, но и зерно, а также другие сельскохозяйственные продукты.

В условиях крепостного права в Курземе очень слабо развивались города. Купцы и ремесленники были недовольны тем, что при решении всех хозяйственных и административных вопросов в государстве решающая роль принадлежала помещикам. В конце XVIII века в Курземе получили распространение идеи Великой французской буржуазной революции. Под влиянием этих идей купцы, бюргеры и интеллигенция курземских городов объединились в так называемую бюргерскую унию (союз). Этот союз ставил своей целью бороться за право занимать государственные должности, участвовать в управлении герцогством.

В декабре 1792 года в Елгаве вспыхнули беспорядки (так называемый бунт мельников). Причиной их послужили разногласия между управляющими герцогских имений и мастерами и подмастерьями цеха мельников. К мельникам присоединились другие ремесленники и беднейшие слои городского населения. Волнения удалось подавить только с помощью пушек.

Весной 1794 года в Курземе прибыло несколько отрядов участников борьбы за освобождение Польши, которую возглавлял Тадеуш Костюшко, Прибытием борцов за свободу из Литвы и Польши было вызвано восстание латышских крестьян. Крестьяне отказывались отрабатывать барщину, разоряли имения, нападали на своих угнетателей. Герцог и помещики умоляли Екатерину II о помощи. Восстание было подавлено русскими войсками.

Курляндское дворянство осознало, что герцогство не может существовать без сильного правительства. В свою очередь, Россия была заинтересована расширить свои владения, а главное - получить важные порты на Балтике - Вентспилс и Лиепаю. Хотя герцог Петр Бирон и желал сохранить герцогство как источник своих доходов, он был вынужден подчиниться воле российской императрицы. 29 марта 1795 года последний правитель Курземско-Земгальского герцогства отрекся от престола. В качестве компенсации он получил от русского правительства крупную сумму денег. Кроме того, правительство назначило герцогу пожизненную пенсию, а также обязалось уплатить все его долги.

27 мая 1795 года герцогство было присоединено к Российской империи и стало ее Курляндской губернией.

Условия жизни народа Латвии до 19 века

После вторжения в Прибалтику немецких феодалов и порабощения проживавших здесь народов на территории Латвии формировались и развивались две различные культуры.

Культура немецкого дворянства и горожан (бюргеров) - нарождающейся буржуазии - основывалась на культуре Германии того времени. Она полностью отвечала интересам класса угнетателей, оправдывала и поощряла крепостное рабство. Основным носителем культуры правящего класса была церковь.

Одновременно продолжала существовать и развивалась культура латышского народа, в основе которой лежали обычаи и верования древних земледельцев, мудрость и нравственные ценности народа.

До вторжения немецких феодалов латышские крестьяне жили главным образом в больших или малых деревнях, иногда - на хуторах. По мере формирования феодально-помещичьего хозяйства помещики стремились присоединить к своим полям возделываемые крестьянам деревенские нивы. Крестьяне были вынуждены обзаводиться новыми хозяйствами. Все чаще появлялись отдельные крестьянские хозяйства - хутора. В крестьянских дворах проживало довольно много людей, которые все вместе составляли хуторскую семью. Вместе с семьей хозяина там жили безземельные крестьяне - батраки и бобыли, а также новоселы- создающие свое хозяйство, но еще не имеющие собственного жилья с семьями. Такие хуторские семьи могли насчитывать до двадцати человек.

Крестьянский двор состоял из жилого дома, одного или нескольких амбаров, риги (сарай для сушки снопов и молотьбы), мукомольни, хлева, конюшни, бани и других хозяйственных построек. Жилое строение обычно представляло собой одно общее помещение - так называемую курную избу. В этом помещении находился сложенный из камней очаг, служивший для приготовления пищи и обогрева. Дым от него выходил наружу через щели в крыше. В стенах были вырублены небольшие окошки с дощатыми задвижками. Лишь к концу XVIII века наиболее зажиточные дворохозяева возводили печи с дымоходами и застекляли окна. Видземские крестьяне жили главным образом в ригах (овинах), в которых сушилось и зерно. Пламя очага или огонь лучины служили единственным источником света в жилом помещении, в котором выполнялись также различные домашние работы - здесь пряли, ткали, вили веревки, изготавливали различные предметы обихода. Все строения были сравнительно небольшими по площади и очень низкими.

Основным орудием для обработки земли служила соха. Пашню выравнивали с помощью бороны, изготовлявшейся из еловых жердей с сучьями, которая служила также для заделки семян в почву. В Курземе и Земгале жатва хлеба осуществлялась косой с длинной рукояткой, в Видземе - косой, приводившейся в действие одной рукой. В Латгале хлеб жали серпами. После жатвы хлеб сушили в овине и обмолачивали цепами. Из-за несовершенной обработки почвы урожайность зерновых была очень низкой - всего 3-4 зерна, т.е. после посева одной пуры (около 50 кг) зерна можно было получить после обмолота четыре пуры.

Занятия латышского народа 16-18 веков

Главным занятием латышей было земледелие, которое являлось основой всего народного хозяйства. Люди, жившие на берегах рек и озер, а также вблизи моря, занимались и рыболовством.

Важную роль играло пчеловодство. Мед использовали как в пищу, так и в лечебных целях. Кроме того, из меда готовили излюбленный напиток (medalus). Пчелиный воск издавна пользовался самым высоким спросом в торговле, так как в большом количестве шел на нужды церкви - для изготовления свечей. Поэтому среди податей, которыми облагались крестьяне, значительное место занимала сдача помещику воска.

Правом охотиться обладали только помещики, однако почти в каждом поместье имелись так называемые егеря - крестьяне, в обязанность которых входило обеспечивать имение свежей дичью и пушниной. Хотя егеря освобождались от всех остальных повинностей (барщины и оброка), их труд был не из легких, ибо угодить привередливому барину было непросто.

В условиях крепостничества частично сглаживались противоречия между крестьянами-дворохозяевами и батраками. Как одни, так и другие находились в полной зависимости от помещика, дворохозяин в любой момент мог потерять свой двор и остаться без земли, а батрак - стать дворохозяином. Нередко батраки не желали становиться дворохозяевами, и помещикам приходилось принуждать их принимать хозяйство.

Немногим легче была жизнь челяди (дворовых слуг) помещика, для обслуживания обширного хозяйства которого требовалось все больше людей. Из среды послушных крестьян помещик выбирал себе лакеев, горничных кучеров, поваров, садовников, конюхов, скотников, псарей и другую прислугу. Среди этих людей, особенно среди лакеев, были умеющие читать и писать, а некоторые из них даже владели несколькими иностранными языками. Тем не менее, все эти люди были всего лишь крепостными. Так же как остальных крестьян, их могли в любой момент подвергнуть телесным наказаниям, купить и продать, а также прогнать из имения и заставить отрабатывать барщину. Поэтому многие из помещичьих слуг, стараясь угодить своему господину, помогали немецким помещикам угнетать и унижать своих соплеменников. Простые, барщинные крестьяне ненавидели помещичьих слуг и завидовали им.

Самыми ненавистными для крестьян людьми в окружении помещика были надсмотрщики над полевыми работами в поместье - старосты, или приказчики. Помещик обычно выбирал их из среды наиболее зажиточных крестьян, и они имели хороший опыт хозяйствования. Приказчики нередко отличались еще большей жестокостью, чем помещики. Правда, бывали также случаи, когда приказчики делали все возможное, чтобы облегчить крестьянскую долю, Так, например, владелец имения Галгауска фон Менгден жестоко расправился с приказчиком своего имения Петерисом Зиле за то, что тот осмелился сказать помещику, что не следует обижать крестьян. Наказав его, фон Менгден сказал: “А теперь ступай к своим братьям и сестрам, поцелуй их и расскажи, чего ты добился, защищая их!”

Первые письменные источники на латышском языке. Латышские школы

Еще до вторжения немецких захватчиков народы Латвии были знакомы со скандинавскими рунами и славянской письменностью, которые, однако, не получили распространения в Латвии. Начала зарождаться латышская письменность: латыши пользовались условными знаками, смысл которых был понятен лишь немногим людям, которых называли кудесниками (burtnieki). К моменту вторжения немецких феодалов народная словесность еще не обрела письменности в полном смысле этого слова. В последующие 2-3 века речь может идти только о случайных записях на латышском языке немецкими буквами.

В начале XIII века образованный католический священник Генрих (по-латышски Индрикис), который, возможно, был по происхождению латгалом, написал на латинском языке “Хронику Ливонии” (запись исторических событий), повествующую о завоевании ливских и эстонских земель. Несколько позднее, примерно в 1270 году, сын священника из Ерсики, Юргис переписал книгу религиозного содержания - Евангелие, написанную на древнеславянском языке. По-видимому, Юргис был латгалом. Судя по всему, это были самые первые книги, написанные предками латышей.

Христианское религиозное учение, из-за того что оно излагалось на непонятном для местных народов языке, оставалось им чуждым. Священнослужители немецкой национальности местными языками не владели и не изъявляли желания их изучить. Поэтому предки латышей, даже после крещения продолжали придерживаться своих древних верований. В странах, где христианские проповедники - католики либо православные - были из среды местных жителей или владели местными языками, христианская вера распространялась успешнее и глубже укоренялась в народном сознании.

Для распространения христианства были нужны священнослужители, а для управления вновь приобретенными землями требовались чиновники. Для их подготовки были необходимы школы. В 1211 году в Риге при Домской церкви была основана первая школа в Латвии - Домская школа, которая готовила священников. Обучение в Домской школе проходило на латинском языке. В 1226 году была открыта школа и при церкви св. Георгия (Юра). В 1353 году Рижский рат открыл школу при церкви св. Пара для подготовки городских чиновников. Во всех этих школах могли получить образование дети не только немецких феодалов, но и рижских бюргеров. Таким образом, там могли учиться и дети зажиточных рижан из числа коренного населения, которые, правда, обычно онемечивались.

В XVI веке с началом движения Реформации развернулась борьба между католической и лютеранской церквами, каждая из которых стремилась переманить на свою сторону больше людей. Больше внимания церковники стали уделять простому люду. Священников обязывали осваивать местные языки. Появились первые памятники письменности религиозного содержания на латышском языке. Они были предназначены для немецких священнослужителей, чтобы те могли проводить богослужение на языке, понятном народу. Первые известные нам религиозные тексты, содержавшие молитву "Отче наш", очень отдаленно напоминали латышский язык. Их авторы еще были слабо знакомы с этим языком. В частности, текст молитвы “Отче наш” на искаженном латышском языке содержит хроника, написанная в начале XVI века монахом Грюнау.

В 1585 году была издана книга, написанная на латышском языке католическим священником Петром Канизием, - “Краткое наставление по освоению основ христианского учения. В свою очередь, лютеране в 1586 году издали “Малый катехизис” - краткое изложение основ христианского вероучения в форме вопросов и ответов. Это были первые книги, написанные хотя и на искаженном, но понятном латышском языке. Они были предназначены в помощь немецким священникам.

Одним из первых немецких священников, осознавших, что без знания языка невозможно приобщить народ к церкви, был Георг Манцель (1593-1654). Им в 1631 году было издано особое руководство для священников, в котором он советовал больше внимания уделять народному разговорному языку, вслушиваться в произношение слов. Манцель занялся латышской письменностью. Он усовершенствовал уже существовавшее правописание и составил немецко-латышский словарь. Его наиболее значительным трудом являлся изданный в 1645 году сборник проповедей (речей и наставлений религиозного характера). В своих проповедях Г. Манцель призывал латышей проявлять покорность и послушание: “...повинуйтесь господам... и не противьтесь им, чтобы Господь не осудил вас...". Но Манцель выступал также с резкой критикой произвола помещиков: “В этом мире бедняк невысоко ценится у богатых и чванливых людей... Порой бедный человек содержится хуже какой-нибудь скотины. Некоторые собаку почитают более, нежели бедного человека...”.

Латышским языком прекрасно владел Христофор Фюрекер, который был женат на латышке. Он переводил с немецкого языка, и сам сочинял церковные песни. В его произведениях чувствуется влияние латышских народных песен.

Одним из первых известных нам латышей, получивших в это время высшее образование, был сын рижского ремесленника Яниса Ятниекса - Янис (Иоганн) Рейтер, который после окончания Домской школы учился в Тартуском (Дерптском) университете. По окончании учебы Я. Рейтер стал священником. Немцы не могли смириться с тем, что сын порабощенного народа стал равным им, поэтому унижения и преследования сопутствовали Янису Рейтеру всю его жизнь. Это усугублялось еще и тем, что он становился на защиту своего угнетенного народа. Я. Рейтер перевел на латышский язык целый ряд произведений церковного характера.

Наиболее значительным событием в развитии письменного латышского языка в XVII веке был перевод на латышский язык Библии - христианского священного писания. Этот труд по заданию шведских властей осуществил пастор Эрнест Глюк из Алуксне с помощниками. Работа над переводом Библии продолжалась несколько лет и закончилась в 1691 году. Перевод Э. Глюка, его язык оказали большое влияние на дальнейшее развитие латышской литературы.

В период Реформации лютеране старались закрепить свое учение в народных массах, поэтому священники призывали местных жителей читать священное писание и петь церковные песни. Во второй половине XV! века в Риге при церкви св. Иакова была основана латышская школа. К концу XVII века таких школ в Риге было восемь. В сельской местности возникали школы для крестьянских детей. Шведские власти в Видземе способствовали развитию школьного образования. Однако немецкие помещики считали, что образование крепостным ни к чему, поэтому они всячески препятствовали открытию школ. В Курземе и Латгале в XVII веке еще не было ни одной школы для крестьянских детей.

Большая заслуга в создании латышских школ принадлежала Эрнесту Глюку. Он основал несколько школ, а также занимался подготовкой латышской молодежи к учительской деятельности. К. концу XVII века в Видземе была создана уже довольно обширная сеть школ. В 1738 году недалеко от Валмиерского имения была открыта первая латышская учительская семинария. Это учебное заведение работало пять лет и за это время подготовило несколько десятков учителей. Однако школ и учителей не хватало, поэтому наиболее распространенным было домашнее образование, когда детей обучали чтению родители или какой-нибудь другой грамотный человек. Обучение на дому сыграло важную роль в просвещении латышского народа. В XVIII веке большая часть латышских крестьян, особенно в Видземе, умели читать и писать.

Важную роль в развитии просвещения латышского народа в XVIII веке сыграл выдающийся просветитель пастор Готхард Фридрих Стендер (1714-1796), или, как его обычно называли Старый Стендер. Он был первым автором, который сочинял произведения, предназначенные непосредственно для латышских крестьян. В них он доступным языком объяснял различные явления природы, знакомил латышей с другими странами и народами, их географией и историей. Старый Стендер написал несколько школьных учебников.

Первые протесты против крепостного права

В XVIII веке в Западной Европе все большее распространение получали идеи, провозглашавшие равенство и свободу всех людей. Эти идеи достигли также России и Латвии. Наиболее прогрессивные люди того времени понимали, что крепостничество тормозит развитие производства, что необходимо изменить существующий порядок. Однако большинство из них считали, что это осуществимо и в условиях феодализма, для чего нужен мудрый, просвещенный правитель, который бы издал разумные законы и поощрял просвещение парода. В Латвии и Эстонии эти идеи развивал священник и общественный деятель Иоганн Георг Эйзен, выступивший еще в 1764 году с предложением отменить крепостное право и отдать землю крестьянам. Великая французская революция 1789 года оказала огромное влияние на общественную и хозяйственную жизнь всей Европы. Ректор Домской школы в Риге Карл Снелль опубликовал в 1794 году книгу "Описание прибалтийских провинций России", в которой отмечал, что латышские крестьяне приравнены в правах к рабам. К. Снелль, однако, не требовал отмены крепостнического строя.
Видным противником крепостничества, борцом за права латышского народа был Гарлиб Меркель.

Устное народное творчество латышского народа в эпоху феодализма

Ни дворянство, ни духовенство не были заинтересованы давать крестьянам знания. Курземский пастор и историк Пауль Эйнхорн открыто признавал: "если латышские крестьяне получат образование, они смогут прочесть хроники, в которых рассказывается об их истории, и узнают, что они, бесправные рабы, когда-то были хозяевами своих земель, а немецкие феодалы повергли их в рабство".

Латышский народ пронес через века творческое наследие своих предков - народные песни, сказки, сказания. Народ создавал фольклор даже в самых тяжелых условиях феодального гнета. Произведения этого периода значительно отличаются от более древних. Прежде труд у латышей был главной ценностью, источником радости и счастья. Народные песни феодального периода были направлены против немецких помещиков и духовенства, а также против их прислужников из среды латышей. Муки ада, которыми церковные проповедники пугали непокорных латышских крестьян, предрекались самим угнетателям. В народных песнях нашли отражение не только тяжелая жизнь крепостных, но и народный гнев.

Несмотря на тяготы жизни, народ все же сумел сохранить чувство юмора, способность замечать в жизни смешное. В народных песнях, сказках и анекдотах латышский крестьянин высмеивал спесивых немецких господ, которые нередко оказывались полными невеждами. Немало насмешек и презрения заслужили латыши, заискивающие перед немцами, помещичьи приспешники.

Простой крестьянин, герой народных сказок, сражается с чертями и другими чудовищами, выполняет различную работу, которую ему велит делать господин или черт, прилагая при этом не только силу, но чаще всего смекалку. Обычно в сказках такие понятия, как черт и немец, а также поместье и ад, по сути, обозначают одно и то же. В сказаниях повествуется о прежней свободной жизни, о замках предков, которые были заколдованы злыми силами и опустились под землю или погрузились в пучину озера. Когда эти заколдованные замки вновь поднимутся на поверхность, народ вновь обретет свободу и счастье.

Пословицы и поговорки отражают отношение народа к труду, общественной жизни, человеческому общению. В них проявляется также отношение народа к свободному и подневольному труду,
Работа для человека - второе здоровье.
У работы тяжелый кнут.
Работа костей не ломит.
Работа пробирает до костей.
Отношение народа к помещикам и церкви проявилось и в загадках.
Господский кулак на обочине, палец в небе. (Церковь.)
Черный петух в пустой бочке кудахчет. (Священник.)

Немецкое духовенство старалось всеми силами противодействовать развитию латышской народной культуры. Коренным жителям было запрещено придерживаться древних обычаев, наблюдалось пренебрежительное отношение к народным песням. Пастор Г. Манцель в своих проповедях упрекал латышей: “Некоторые отец и мать сами не умеют ни Богу помолиться, ни песни Господние спеть, а воспевают все свою маменьку и своего жеребца - чему такие могут своих детей научить?”

Особенно враждебно церковь выступала против хранителей народных традиций и приемов врачевания. Эта борьба чрезвычайно остро протекала в XVI-XVII веках. Людей, которые были знакомы с целебными свойствами растений и занимались лечением больных, считали колдунами и ведьмами и подвергали страшной казни - их сжигали живьем. Такого рода казнь на территории Латвии в первый раз состоялась в 1559 году в Гробине, последний раз - в 1721 году также в Курземе. Объявив народную медицину суеверием, духовенство старалось внушить людям, что любое заболевание - это Божья кара за грехи, которые можно искупить лишь молитвами или “святой” водой (за которую они, безусловно, требовали плату). Если молитвы не помогали, и больной умирал,- это была воля Всевышнего.

Основная страница Страницы: 1 , 2 , 3

Сайт управляется системой uCoz