Страницы:
1 , 2 , 3ИСТОРИЯ ЛАТВИИ. Часть третья.
Главная |
Развитие товарного земледелия в Латвии В конце XVIII века в западноевропейских государствах, особенно в Англии, расширялось промышленное производство, возникли промышленные центры, резко выросла численность населения. В связи с этим повысился спрос на сельскохозяйственные продукты. С каждым годом через порты Риги и Лиепаи из России в Западную Европу вывозилось все больше зерна, льна, пеньки и древесины. С повышением спроса поднимались и цены на вывозимые товары. За последние двадцать лет XVIII века цены на зерно возросли в три раза. В целях увеличения доходов в ряде имений были созданы мануфактуры, на которых использовался труд крепостных. В Видземе, особенно в Рауне, Пиебалге и Смилтене. производились ткани. Крепостные женщины изготавливали изо льна и пеньки нитки, мужчины ткали парусину и обычные ткани. В Земгале, в окрестностях Елгавы, работали кирпичные заводы. В других местах добывались известь и гипс, действовали лесопильни. Число мануфактур постоянно росло. Несмотря на то, что труд крепостных был малопроизводительным, мануфактуры приносили своим владельцам ощутимую прибыль, поскольку те имели в своем распоряжении бесплатные сырье и рабочую силу. В 1799—1801 годах Видземе постигли неурожаи и голод. Чтобы облегчить положение крестьян, правительство отменило поставки зерна и сена, взимаемые для нужд армии (так называемая стационная подать). Величина стационной подати в денежном исчислении была добавлена к подушной подати. Подушную подать за крепостных правительству выплачивал помещик, но крестьянин отрабатывал этот долг, отбывая дополнительную барщину. После отмены стационной подати помещики соответственно увеличили размеры барщины. Крестьяне были уверены, что правительство освободило их от барщины и всех податей, но помещики утаивают от них “настоящую вольную грамоту”. Крестьяне Цесисской, Валмиерской и Раунской волостей отказались отбывать барщину. Во главе восставших находились слуга имения Муяны Готхард Иохансонс, кучер Карлис Буше, а также хозяин хутора Вители в поместье Кокмуйжа Петерис и его батрак Янис. Г. Иохансонс, будучи образованным человеком, читал о Великой французской революции, а также был знаком с трудами Гарлиба Меркеля. Он призывал крестьян не подчиняться немецким помещикам и просить российского самодержца заступиться за них. Однако, как и остальные руководители восстания, Г. Иохансонс верил, что “добрый царь-батюшка” захочет и сможет помочь крестьянам. 7 октября 1802 года лифляндский губернатор направил в имение Каугури земского судью в сопровождении отряда солдат. Судья арестовал 12 крестьян, которые первыми отказались отбывать барщинную повинность. Крестьяне имения Каугури и их руководители собрались в корчме Бестес (близ Валмиеры) Собрание решило освободить арестованных с применением оружия. 9 октября 1802 года в имении Каугури собралось более 3000 крестьян, вооруженных дубинами, косами и охотничьими ружьями. Земский судья барон Унгерн-Штернберг пообещал крестьянам, что вскоре прибудет сам генерал губернатор, которому восставшие смогут изложить свои требования. На самом деле он пытался выиграть время, чтобы успело прибыть более крупное войсковое подразделение. 10 октября пришло армейское подкрепление, включая артиллерию. Солдатам был отдан приказ арестовать главарей восстания. Крестьяне оказали сопротивление, и тогда барон приказал открыть огонь. От выстрелов из орудий погибли четверо крестьян, семь человек, которые были тяжело ранены, вскоре скончались. Несколько позднее от ран умерли еще трое. Началась расправа с восставшими. Многие были наказаны розгами, а руководители восстания были приговорены к смертной казни. Впоследствии ее заменили ссылкой в Сибирь, так как во время суда выяснилось, что помещики на самом деле исказили правительственное решение об отмене стационной подати. Каугурское восстание обратило внимание царского правительства на положение в прибалтийских губерниях. Правительство опасалось, что в случае войны с Францией в пограничных областях России начнется всеобщее крестьянское восстание. В 1804 году российский император Александр I подписал разработанное специальным комитетом Положение о "лифляндских крестьянах". Впредь крестьяне прикреплялись к земле, а не к помещику. Теперь их можно было продавать, дарить или закладывать только вместе с землей, на которой они жили. Видземские (лифляндские) крестьяне признавались подданными Российского государства. В отношении своих прав крестьяне делились на дворовых людей и хлебопашцев. Хлебопашцев, в свою очередь, подразделяли на крестьян-дворохозяев и батраков. Хозяева могли передавать свою усадьбу по наследству, их можно было наказать только по решению волостного суда. Волостной суд состоял из трех человек. Одного назначал помещик, второго выбирали крестьяне-дворохозяева, третьего — батраки. Деятельность волостного суда находилась под контролем помещика. Главной задачей этого суда было следить за исправным отбытием крестьянами барщины и своевременной уплатой ими податей. “Положение о лифляндских крестьянах” определяло также, что размеры барщины и податей, которыми облагаются крестьянские хозяйства, зависят от величины и качества земельного участка. Подушную подать крестьянам разрешалось платить самим, без посредничества помещика. Хотя помещики всячески пытались обойти это положение, особенно при оценке земли и определении размеров барщины, их произвол все же был ограничен. “Положение о лифляндских крестьянах” раскололо латышских крестьян. Если раньше одинаково бесправными были как крестьяне-дворохозяева, так и батраки, то сейчас дворохозяева получили определенные преимущества Положение о крестьянах, принятое в 1804 году, не удовлетворяло ни помещиков, ни крестьян. Помещики считали, что крестьянам дано слишком много самостоятельности. Кроме того, они не имели права увеличивать размер барщины и таким образом расширять производство товаров для рынка. Недовольны остались и безземельные крестьяне, особенно батраки, — их положение осталось прежним, поэтому часто вспыхивали новые крестьянские волнения. Чтобы пойти навстречу дворянству, а также избежать волнений среди батраков, в 1809 году правительство издало так называемые "Дополнительные статьи" к прежнему положению о крестьянах. Помещики получили право сами определять доходность крестьянских дворов и размеры барщины. Они могли выселить любого дворохозяина, а его землю присоединить к помещичьим угодьям, если крестьянин оказался нерадивым хозяином или этого требовали интересы помещика. В целях предотвращения волнений батраков были установлены размеры оплаты их труда, а продолжительность рабочего дня на барщине была ограничена 12 часами. Труд ночью был запрещен или же каждый час ночной работы приравнивался к полутора часам дневной. Латышский народ в период войны 1812 года Англия, главная соперница Франции, заключила в 1805 году договор с Австрией и Россией о совместной борьбе против Франции. Французская армия под командованием императора Наполеона I разбила австрийцев. Россия, оказавшись без союзника, подптсала в 1807 году в Тильзите (Восточная Пруссия) мирный договор с Францией о разделе сфер влияния. События 1805—1807 годов затронули и Латвию. Крестьяне на своих подводах были обязаны перевозить солдат, боеприпасы, продовольствие. Эти новые повинности не освобождали крестьян от обычной работы в имениях. Многие крестьяне были призваны для прохождения военной службы. Оставшимся дома приходилось выполнять их работу. Положение о лифляндских крестьянах” 1804 года, а также дополнение к нему, изданное в 1809 году, не достигли своей цели. Помещики отказывались соблюдать права крестьян-дворохозяев и батраков, закрепленные законом. Усилились крестьянские волнения. Российское правительство требовало, чтобы немецкое дворянство в Прибалтике незамедлительно приняло меры по умиротворению крестьян. Помещиков также не удовлетворяло существовавшее положение. Для увеличения производства сельскохозяйственной продукции требовалось внедрение новых методов земледелия. В поместьях вводилась многопольная система, сеялись кормовые травы, расширялись посадки картофеля. Внедрение сеяных трав способствовало более широкому развитию животноводства. Для этого было необходимо расширить площади помещичьих земель, но они были ограничены законом. Барщинный труд крестьян также не соответствовал новым условиям производства, ибо был малопроизводительным: крестьяне не были заинтересованы добросовестно обрабатывать помещичьи поля. |
Развитие сельского хозяйства в Латвии В 30-е годы XIX века крестьяне, исполняя барщинную повинность, должны были обрабатывать все крупные пашни в имениях, поэтому на обработку собственных хозяйств не хватало ни сил, ни времени. В имениях были расширены площади, занятые под картофель. Уход за картофелем требовал в два раза больше рабочей силы, чем при выращивании зерна. Картофель шел главным образом на производство спирта и водки. Помещики присоединяли к территории имений земли, арендуемые крестьянами. Согнанным с земли крестьянам предлагались в аренду новые участки, расположенные на опушке леса или на болотах. Арендные договоры заключали на короткий срок, иногда всего на один год. Крестьяне, которые не знали, останутся ли они хозяевами на своем дворе в следующем году, больше не заботились о плодородии земли. Крестьянские поля приносили все более низкие урожаи. Древние, примитивные орудия, используемые для обработки земли, не обеспечивали должного уровня ее обработки, в то время как средств на приобретение отвальных плугов и железных борон у крестьян не было. Кроме того, обессиленные крестьянские лошади были не в состоянии справиться с этими орудиями. Барщинная аренда вступала в противоречие с новым характером производительных сил в земледелии. Однако для того чтобы помещики осознали необходимость перехода к новой форме хозяйствования, потребовалось долгое время. На смену барщине должен был прийти наемный труд. Крестьянские волнения 1841 года в Латвии. "Картофельный бунт" В условиях барщинной аренды положение крестьян оставалось тяжелым. Плохо обрабатываемые поля приносили все более скудные урожаи, часто случались неурожаи, болезни поражали скот. В некоторых волостях Видземе погибла третья часть животных. Люди умирали от голода. В период крепостничества в обязанности помещика входило оказание помощи своим крестьянам, страдающим от неурожая. Теперь же помещики не считали, что они по-прежнему обязаны это делать. Все избытки зерна в имениях шли на продажу или использовались для производства спирта. Голодающие крестьяне взламывали помещичьи амбары и сараи. Некоторые из них обращались за помощью в правительственные инстанции, но вместо ожидаемой помощи крестьян наказывали розгами. Обширные крестьянские волнения вынудили царское правительство вернуться к рассмотрению положения латышских и эстонских крестьян. Император Николай I потребовал ликвидации причин беспорядков. В 1842 году были изданы дополнения к существовавшим законам о крестьянах. Правительство признало, что необходимо отказаться от “свободного” арендного договора и определять размеры барщины в зависимости от размеров и качества арендуемой земли. Была вновь установлена продолжительность барщинного труда — 12 часов. Однако по заключению письменных арендных договоров на срок не менее шести лет. Закон о крестьянах, принятый в 1804 году, способствовал расколу крестьянства, так как одновременно с улучшением правового положения дворохозяев ухудшились условия жизни батраков. После отмены крепостничества, в условиях барщинной аренды, положение дворохозяев и батраков вновь выровнялось. И все же отдельные хозяева, управляющие, содержатели корчем и мельниц, которые платили арендную плату, обособились от остальных крестьян. В период, когда осуществлялся переход от барщинной аренды к денежной, удельный вес крестьян-дворохозяев и членов их семей составлял 25—30%. Прислуга, занятая в имении, — лакеи, кучера лесники и другие — также откололись от простых крестьян. И все же большую часть сельских жителей в Латвии составляли безземельные крестьяне. В условиях денежной аренды хозяйственное положение крупных арендаторов постоянно улучшалось, увеличивался разрыв между зажиточными крестьянами-дворохозяевами и батраками. В начале XVIII века в Германии возникло движение, которое ставило своей целью усиление влияния религии на народ, проповедовало строгое поклонение Господу Богу и отказ от мирских благ. У приверженцев этого движения не было священнослужителей. Члены общины из своей среды избирали руководителей и так называемых рассказчиков, или сказителей, которые читали проповеди, главным образом собственного сочинения. Община собиралась в самых разных помещениях или специально построенных для этой цели молельных домах. Сторонники движения учили, что все люди братья, поэтому их организации называли также "братскими общинами". Первая община гернгутеров была основана в саксонском городе Гернгуте (Германия), откуда и произошло их название. Проповедуя христианскую любовь, доброту, равенство, гернгутеры для распространения своего учения отправлялись в другие страны, в том числе в Прибалтику. История латышской культуры – это история долгого рабства, полной драматизма борьбы, жизнестойкости и всепобеждающего оптимизма. С 13 столетия, со времени нашествия немецких рыцарей на Прибалтику, начались мрачные века крепостного права. Менялась немецкая, польская, шведская власть. |
> Развитие латышской литературы Первым светским латышским поэтом, чьи произведения были опубликованы, был Слепой Индрикис (1783—1828) из Курземе, сын батрака с хутора Элкалеяс прихода Априки. Наиболее выдающимися представителями латышской литературы того времени были А. Ливенталс, А Лейтанс, Я. Ругенс и Э. Динсбергс. К концу XVIII века, по мере усиления сопротивления латышских крестьян насилию и укрепления влияния общин гернгутеров, пасторы и многие помещики осознали, что народ невозможно удержать в повиновении только с помощью произведений религиозного содержания. По мнению некоторых священников, народ нуждался в знаниях светского характера и эти знания могли помочь людям стать более разумными, нравственно чистыми, а, следовательно, более легко управляемыми. Поэтому они сочиняли произведения светского содержания. Здесь следует, прежде всего, упомянуть пастора прихода Сунаксте Готхарда Фридриха Стендера, или, как его обычно называют, Старого Стендера (1714—1796). Помимо Старого Стендера литературной деятельностью занимались также его сын Александр, известный как Стендер Младший, а также Карл Эльверфельд, Христофор Гиргенсон и некоторые другие священники немецкой национальности. Первые периодические издания на латышском языке Первыми периодическими изданиями на латышском языке были календари. В середине XVIII века в Елгаве издавался "Новый и старый латышский календарь". В выпусках этого календаря помещались краткие сведения о курземских герцогах, а также предлагались различные хозяйственные советы. В 1781 году начал выходить "Видземский календарь", в приложении к которому печатались научно-популярные статьи и юридические советы. С развитием производства в России возросла потребность в различных специалистах. Поэтому приходилось уделять больше внимания проблемам народного образования. К началу 19 века на территории Прибалтийских губерний (Эстляндской, Лифляндской и Курляндской) уже существовали различные типы учебных заведений. В городах для детей "свободного сословия" были открыты элементарные школы. Дети привилегированных слоев учились в гимназиях и лицеях в Риге и в Тартуском университете. Преподавание учебных дисциплин во всех городских школах велось на немецком языке. Школ для крестьян было очень мало. Основными видами крестьянских школ были ев.- лютеранские приходские и мызные школы. Все учебные заведения находились в полной зависимости от немецкого дворянства и ев.-лютеранской церкви. Латгале была присоединена к Российской империи в 1772 году. Однако условия жизни здесь отличались от таковых в других частях Латвии. В Курземе и Видземе, которые также входили в состав Российского государства, управляло немецкое дворянство. Латгале была частью Витебской губернии и поэтому была непосредственно подчинена российским органам управления. В сельском хозяйстве Латгале существовала “чересполосица” — крестьянские наделы были мелкими и раздробленными, что мешало формированию слоя зажиточных крестьян. Произвол помещиков, непомерные барщина и оброк ложились на латгальских крестьян тяжелым бременем Реформы 60-х годов 19 века в Латвии После отмены крепостничества государственное и местное управление, суды, школы и армия в России подверглись значительным преобразованиям. Эти преобразования, однако, не затронули Прибалтийский край. Немецкое дворянство здесь оказывало противодействие любым правительственным мерам, ставившим под угрозу его интересы. Помещики особенно медлили с продажей земли крестьянам, поскольку это угрожало их господству в хозяйственной жизни. Тем не менее, возрастающее недовольство крестьян вынуждало помещиков несколько облегчить выплату арендных платежей и, наконец, приступить к продаже земли.
|
>Развитие сельского хозяйства в Латвии в послереформенный период. Середина 19 века После отмены крепостного права и осуществления различных хозяйственных реформ на всей территории Российской империи наблюдалось стремительное развитие капиталистического способа производства. Развивалась промышленность и торговля. Росла сеть железных дорог. Все более тесные торговые связи устанавливались между отдельными областями страны” особенно между портовыми городами на Балтике и хлебородными областями Украины и Поволжья. Прибалтийское дворянство стремилось интенсифицировать сельское хозяйство. В имениях применяли минеральные удобрения, современные орудия труда, совершенствовали приемы обработки почвы. Кроме того, приобретались высокопродуктивные породы скота, различная сельскохозяйственная техника, например молотилки с паровым двигателем. Латышские землевладельцы перенимали опыт помещиков в совершенствование ведения хозяйства. По мере улучшения хозяйствования возросла урожайность полей. Урожаи зерна в Латвии в то время были значительно выше, чем в среднем по России. Улучшение хозяйственного состояния имений требовало крупных капиталовложений. Это вызывало постоянный рост арендной платы и выкупных платежей на землю. Цена одного гектара земли в Латвии была в 3—4 раза выше, чем в других российских губерниях. Нередко арендаторов прогоняли из усадеб, а землю присоединяли к полям имения. На этих земля организовывали молочные фермы. В Курземе, таким образом, лишился усадьбы почти каждый четвертый крестьянин-арендатор. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Видземе. Тысячи людей остались без земли — безземельные составляли 80% сельских жителей. Они были вынуждены наниматься батраками в поместья или к крупным дворохозяевам, а некоторые отправлялись на поиски работы в города. К безземельным относились батраки, бобыли и представители других групп населения. Батраки, в свою очередь, делились на годичных, сезонных и поденщиков. Часто крупные землевладельцы пытались использовать труд батраков с максимальной для себя выгодой. Жизнь батраков у таких хозяев была весьма нелегкой. Тяжелые условия жизни были у бобылей, а также у сезонных работников и поденщиков. Зимой эти люди обеспечивали свое существование случайными заработками. Число богатых крестьян было не очень значительным, больше было середняков. Середняки хотя и использовали труд батраков, но и сами с членами своей семьи работали вместе с наемными работниками. Значительную часть крестьян составляли бедняки. Им нередко приходилось брать в долг у зажиточных хозяев зерно, а также деньги для выплаты арендной платы или выкупа усадьбы. Таким образом, они попадали в долговую зависимость. Если эти крестьяне не могли расплатиться со своими кредиторами, их имущество продавалось с молотка (все домашнее имущество распродавалось на торгах, а вырученные деньги шли на уплату долгов). Разорившееся хозяйство присоединяли к поместью или же оно переходило в собственность к какому-нибудь крупному дворохозяину. Большинство латгальских крестьян были бедняками. Их мелкие хозяйства не могли обеспечить им прожиточный минимум, поэтому помещики и немногочисленные зажиточные крестьяне не испытывали недостатка в дешевой рабочей силе. Средняя площадь крестьянских хозяйств в Видземе составляла около 50 га, в то время как в Латгале — всего лишь 10 - 15 га. Однако крупные хозяйства возникали и в Латгале, так как некоторые зажиточные хозяева расширяли свои владения за счет земельных участков бедняков. Помещики по-прежнему оставались крупнейшими землевладельцами в Латвии. В конце прошлого века им еще принадлежало 1114 имений и они владели половиной всех земель, используемых в сельском хозяйстве. Некоторым дворянским семьям принадлежали огромные земельные владения. Например, семейство баронов Вольфов владело 36 имениями с более чем 180 тысячами гектаров земли. Помещикам принадлежало большое число корчем, мельниц, кирпичных заводов и других предприятий, они жили в роскошных дворцах с тенистыми парками. В сельской местности Латвии стали возникать различные общества и кооперативы, — потребительские общества, сельскохозяйственные союзы и другие, что стимулировало развитие сельского хозяйства, в особенности молочного животноводства. Развитие промышленности в Латвии во второй половине XIX века По мере развития промышленности и торговли появилась необходимость улучшить транспортную систему — существующие виды транспорта больше не отвечали хозяйственным потребностям. В Российской империи быстрыми темпами развивалось железнодорожное сообщение. В 1861 году в Латвии была открыта первая железнодорожная линия, связавшая Ригу с Динабургом (Даугавпилсом), которая позднее была соединена с линией Петербург—Варшава, а также с Царицыном (ныне Волгоград). Было построено несколько местных железнодорожных линий, которые связали Ригу с Елгавой, Тукумсом и Лиепаей. В 1877 году общая длина железных дорог в Латвии составляла более 700 км. В среде латышской интеллигенции сформировалось два течения. Младолатыши внесли ощутимый вклад в развитие культуры латышского народа. Они много сделали для развития латышского литературного языка, просвещения, народного творчества. Деятели эпохи национального пробуждения знакомили латышей с историей, хозяйственной деятельностью и образом жизни других народов, призывали изучать иностранные языки. В противовес прибалтийско-немецким помещикам они стремились установить непосредственные контакты с российским правительством в надежде облегчить, таким образом, положение латышских крестьян. Однако немецкое дворянство в Прибалтике было еще достаточно сильным и имело большое влияние в правительственных кругах России, что мешало младолатышам осуществить свои замыслы. Главной причиной спада младолатышского движения была удовлетворенность имущих латышей достигнутым, нежелание работать на благо всего народа. Крестьянское движение в 70—80-х годах 19 века Все возраставшие арендные платежи, непомерно высокая плата, взимаемая при выкупе усадеб, выселение крестьян-арендаторов с их дворов, а также сохранение всех привилегий немецкого дворянства в судах и органах местного самоуправления вызывали недовольство у крестьян, которое проявлялось в различных формах. Царское правительство нередко получало прошения и жалобы, в которых осуждался произвол немецких помещиков и чиновников. В 1882—1883 годах правительству было направлено около 20 тысяч различных жалоб и прошений. Крестьяне по-прежнему переходили в православие, переселялись в другие области России. Безземельные крестьяне надеялись получить землю, стать независимыми хозяевами, освободиться от немецких помещиков. До конца прошлого века из Латвии выехало более 100 тысяч крестьян, которые селились главным образом в Новгородской, Псковской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Уфимской и Витебской губерниях, а также на Кубани, создавая там латышские колонии. Особенно тяжелым было положение латгальских крестьян. Помещики в Латгале не торопились продавать землю крестьянам, здесь по-прежнему были широко распространены барщинные работы, выселение крестьян из усадеб. В 1881—1884 годах в Лудзенском и Илукстском уездах вспыхнули обширные волнения. Крестьяне нападали на имения, поджигали их. Для подавления беспорядков были вызваны войска. Борьбу латгальских крестьян поддержал один из первых латгальских поэтов, участник российской революционной организации “Земля и воля” Питер Миглиник. Его статьи о бесправном положении крестьян в Латгале появлялись в русских газетах. Поэт выступал на судебных процессах в качестве защитника осужденных крестьян, помогал составлять жалобы и прошения. П. Миглиника обвинили в поджоге имений и заключили в тюрьму. Пребывание в тюрьме подорвало здоровье поэта, и вскоре после освобождения он умер.
В 1882 году в Курземе, особенно в Яунелгавском, Кулдигском и Айзпутском уездах, также имели место поджоги крестьянами имений, нападения на помещиков и священников. Наряду с общекрестьянскими волнениями, направленными против помещиков, разворачивалась также борьба сельских рабочих против “серых баронов” — крупных дворохозяев. Реформы 70—80-х годов 19-го века. Политика русификации Латвии Чтобы успокоить народ, царское правительство поручило высшим государственным чиновникам — сенаторам проверить положение крестьян по всей России. Эта проверка должна была создать в народе веру в то, что “царь-батюшка” заботится о нем. Ревизионная комиссия под руководством сенатора Н. А. Манасеина прибыла в прибалтийские губернии в 1882 году. В качестве переводчика в комиссии Манасеина работал латышский адвокат Андрей Стерсте, видный общественный деятель того времени. Он передал Н. А. Манасеину несколько тысяч заявлений крестьян. В ходе проверки, длившейся 15 месяцев, был собран обширный материал, свидетельствовавший о самоуправстве немецких помещиков. Н.А. Манасеин пришел к заключению, что для улучшения положения прибалтийских крестьян необходимо провести глубокие реформы. Российское правительство воспользовалось материалами комиссии для ослабления влияния немецкого дворянства в Прибалтике и для осуществления начатой императором Александром III политики национального притеснения и русификации. Рабочее движение в Латвии в 70—80-х годах XIX века В конце столетия на заводах Риги работало около 43 тысяч рабочих. В Латвии формировался промышленный пролетариат. В промышленности преобладали крупные предприятия, на каждом из которых было занято более 500 рабочих. В 80-х годах XIX века создавались различные рабочие общества, в деятельности которых принимали участие и представители интеллигенции. Участники этих обществ, а также отдельных кружков занимались анализом хозяйственных проблем, обсуждали вопросы культуры и просвещения. В 90-х годах в Латвии стали распространяться марксистские идеи. В 1893 году в Лиепае был основан первый рабочий кружок, участники которого знакомились с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. В том же году лиепайские рабочие на Первое Мая организовали нелегальную сходку в лесу (“маевку”) — так впервые в Латвии был отмечен День международной солидарности трудящихся. В 1896 году марксистские рабочие кружки возникли в Риге. В рабочее движение включалась также латышская демократическая интеллигенция. В конце 80-х годов в Петербургском, Московском и Тартуском университетах обучалось много латышских студентов. Для пополнения своих знаний они организовывали различные научно-литературные кружки, в том числе и для знакомства с учением марксизма. Эти латышские студенты поддерживали связи с русскими марксистами. Аналогичные кружки возникли и в Рижском политехническом институте. Студенты в рабочих обществах читали научные доклады, организовывали вечера вопросов и ответов, знакомя, таким образом, рабочих с трудами К. Маркса, Ф. Энгельса и других социалистов. По всей Латвии трудовой люд читал переписанные от руки стихи тартуского студента Эдуарда Вейценбаума — первого латышского революционного поэта: Дух свободы, проснись, восстань, Стонут в рабских цепях миллионы, Цепи разбей их, уйми их стоны, — Дух благородный, проснись, восстань! (Перевод Л. Черевичника) Сотрудничество латышской демократической интеллигенции с рабочими вылилось в широкое общественное движение, известное как “Новое течение». В 1891 году новотеченцы взяли в свои руки мелкобуржуазную газету “Диенас лапа” ("Ежедневный листок”), редакторами которой стали Петр Стучка и Ян Плиекшанс (Райнис). В “Диенас лапа” печатались также Фрицис Розинь (Азис), Янис Янсон (Браун), Давид Бунджа и другие видные латышские марксисты. В газете появлялись статьи, посвященные положению рабочих, революционному движению в Западной Европе, а также переводы произведений основоположников марксизма. Важное место “Диенас лапа” уделяла совместной борьбе русских и латышских рабочих за улучшение их положения. В мае 1897 года газета “Диенас лапа” была запрещена, а участники “Нового течения” арестованы и отданы под суд. Многие из них, в том числе Стучка и Райнис, были отправлены в ссылку. Ряд новотеченцев, включая Ф. Розиня (Азиса) и Д. Бунджу, уехали за границу. Несмотря на то что “Новое течение” было ликвидировано, его деятельность не прошла даром - оно положило начало развитию социал-демократического движения в Латвии. Основная страница Страницы: 1 , 2 , 3 |